Промозглая, осенняя погода с её затянувшимися дождями, уже успела Марии надоесть. Ежедневные поиски работы выводили её из себя. Найти подходящее место по специальности никак не удавалось, а деньги уже были на исходе. Ей начинало казаться, что проблемам не будет конца. С того момента, как мама Маши заболела, дом превратился в сущий ад. Ярмом висели долги, в которые пришлось залезть, когда брали кредит на лечение, работы постоянной не было. Коллекторы буквально наступали женщине на горло. Сына пришлось забрать из детского сада, потому что платить было попросту нечем. Кое-как хватало материной пенсии на питание и коммуналку. По квартплате тоже копились долги, и номер их квартиры одним из первых красовался в списке должников на информационной доске.
Маша шла по мокрым лужам, не раскрывая зонта и совсем не замечая, что уже успела промокнуть до нитки. У подъезда женщина заметила странного типа в натянутом до носа капюшоне, измеряющего шагами площадку у подъездной двери, что-то подсказывало, что снова посетитель от коллекторов, и сердце защемило, а к горлу подступил горький ком. Маша сделала несмелый шаг к двери, когда мужчина ухватился за дверную ручку и выглянул из-под мокрого капюшона.
- Не спешите, Мария Николаевна, ведь к вам-то я пришёл. Вот умеете вы людям неприятности создать, и я вас должен ждать битый час под проливным дождём. Вы спокойно прогуливаетесь где-то, - его голос был настолько леденящим, что тело сковало от страха и холода.
В это время к подъезду подошёл Макар Валентинович, сосед. Богатый сосед, у которого, как говорили остальные, зимой снега не выпросишь. Он приподнял очки и пристально взглянул на незнакомца, перегородившего путь к собственному жилью.
- Что происходит? – не проявляя никакой эмоции, спросил мужчина. – Позвольте пройти.
- Не позволю, - спокойным, но убедительным тоном ответил человек в капюшоне. – Вы помогите мне, а я пропущу вас. Попытайтесь убедить свою соседку, что долги нужно отдавать иначе проблемы и у других появляются. Вот вы, например, домой попасть не можете и будете стоять здесь пока девушка не назовёт точную дату возврата долга.
Маша густо покраснела, опустила голову и тихо прошептала:
- Причём здесь посторонние люди? Откройте дверь.
Макар Валентинович деловито поправил на носу очки и попытался заглянуть под капюшон незнакомца.
- А какова сумма долга соседки?
Мария бросила на него вопросительный, нервный взгляд, а коллектор не задумываясь ответил:
- Двести пятьдесят сегодня, завтра будет больше гораздо.
- Я могу заплатить, - он перевёл взгляд на Машу. – Ну, соседи мы всё-таки. Нужно помогать друг другу. Давайте так, поднимемся ко мне, соседка напишет расписку, что вернёт мне долг в течении года, к примеру, а вы мне даёте документ, что она вам ничего не должна.
Коллектор удовлетворённо и без лишних слов открыл дверь, а Маша стояла на месте словно получила тупой удар по голове.
- Идёмте, что стоите? – сказал коллектор и подтолкнул её за локоть.
Она отправилась вслед за соседом, медленно передвигаясь на ватных ногах и совершенно не отдавая себе отчёт о том, что происходит. У соседа в квартире всё происходило, как во сне. Она вытащила из мочки паспорт, как только её об этом попросили. Подписала, всё что ей показывали подписать. И лишь, когда сосед сказал:
- Ну что ж, теперь вы моя должница Машенька!
Она встрепенулась и посмотрела на него пустым, стеклянным взглядом.
- Но как же я вам всё отдам? У меня работы нет…
- Я подожду, и, если что ещё нужно – говорите. Я заметил, что у вас и по коммунальным платежам долги, тоже оплачу. Расписочку напишите.
Маша молча кивала не совсем пока понимая, зачем он это делает? Почему? И как она сможет с ним рассчитаться?
Вернулась домой сама не своя, сынишка играл на полу со своими машинками, которые покупали пока ещё была возможность. Мама работала, Маша тоже. Нужды никакой не испытывали пока мама не слегла, а Машу попросили уволиться, потому что часто отпрашивалась из-за мамы, которой требовался постоянный уход. Маша присела рядом с сыном и заплакала.
- Что случилось, Маш? – спросила пожилая женщина с болезненным лицом, пытаясь приподняться на кровати.
- Мама, лежи, тебе нельзя вставать! Всё хорошо, сейчас сосед, Макар Валентинович, заплатил наш долг коллектору. Вот я не знаю, что теперь…
- Ну надо же, а его ведь все сухарём называли, жадным. А всё же, наверное, есть в нём человеческое что-то, сострадание.
- Не знаю, к лучшему это или наоборот, но что-то на душе нехорошо.
Уже на следующий день сосед стоял у двери Марии с пакетом в руках.
- Вот Мария, тут деликатесы разные. Я ваш должок по коммуналке оплатил, ищите спокойно работу. Я если что помогу.
- А, простите Макар Валентинович, вам зачем всё это нужно? – задала Мария резонный вопрос.
- Ну, просто хочется помочь хорошим людям, - он удалился, оставив пакет, а Маша задумалась.
Время шло, по специальности работы так и не было, и Маша вынужденно устроилась в хлебный киоск продавцом, где платили очень мало, но график устраивал, и рядом с домом. В любой момент могла закрыть киоск на десять минут и прибежать проверить, как дела дома.
Сосед зачастил в гости с поводом и без. То на чай напросится, то гостинцы принесёт, то малышу игрушку новую. Так пролетел незаметно год. А всё, что удалось накопить Марии, не хватало и на четверть долга. Она пошла к соседу и протянула конверт с накоплениями.
- Вот, это всё, что я могу пока вернуть Макар Валентинович. Простите, может быть на остальную сумму продлите время? Я с процентами верну.
- Ну что ты, Машенька, конечно! О чём разговор, проходи, и давай просто Макар, не такой ведь я старый.
Мария впервые оценивающе на него посмотрела. Мужчина на самом деле был ещё молодым, но его деловитость, напыщенность придавали возраста общему виду.
- Спасибо вам большое, не знаю, как благодарить! – Мария расчувствовалась.
- А, я знаю, - мигом сориентировался Макар. – Машенька, переезжай ко мне, будем жить не тужить, и возвращать ничего не придётся, и работать тоже. Королеву из тебя сделаю. Соглашайся!
Маша задумалась. Как кандидат он был вполне ничего – спокойный, уравновешенный, весьма недурён собой, к тому же состоятельный. Мысли роем крутились в голове, а он добавил:
- Ну, а куда тебе деваться, ведь расписка к концу подошла, я могу и к суду привлечь. То, что ты вернула, ведь никто не видел. Давай так, или ты остаток долга за неделю отдаёшь или ко мне переезжаешь, но ребёнка матери оставь.
Это уже переходило все границы. Маша выскочила из его квартиры словно её ошпарили крутым кипятком. Забежав домой, она упала на диван и разрыдалась.
- Что случилось? – мать заволновалась и начался приступ удушья.
Маша поспешила дать ей лекарства и быстро рассказала о предложении соседа.
- Ну, а что? Может это и шанс, пусть Стёпка со мной остаётся, а ты будешь приходить к нам, помогать, пока Макар на работе.
- Мама! – Маша строго посмотрела ей в глаза. – Ты само о чём говоришь-то понимаешь? Пойду кредит искать, чтобы вернуть ему весь долг иначе в суд ещё пойдёт.
Маша наскоро оделась и выбежала из квартиры. У подъезда стояла машина Макара. Он открыл дверцу и пригласил присесть.
- Спасибо, я пешком.
- Ну смотри, как хочешь, только не забывай, что я тебя купил и если долг не вернёшь, будешь делать то, что скажу.
Эти слова звучали уже не шуточно и Машу словно током всю пробило. Она обошла в тот день все банки, но везде отрицательно качали головой.
- У вас испорчена кредитная история. Вряд ли где-то вам не откажут.
В состоянии непоправимой безысходности Мария поплелась домой, не понимая, как быть дальше? Куда идти? Кого просить? Что делать?
Машина сменщица закрывала киоск и увидев её в таком виде, спросила приблизившись:
- А ты чего такая? С мамой что-то случилось?
- Да нет, с финансами проблемы…
Маша разрыдалась и рассказала женщине свою беду.
- Так, а что ты раньше-то молчала? Ты же уже больше года работаешь, а у нас в компании такая фишка есть, можно суду брать беспроцентную до двухсот тысяч, но при условии, что не уволишься, пока не выплатишь всё. Так работодатели удерживают кадры, желающих-то мало за такую оплату работать.
Глаза Марии засияли неописуемой радостью.
- Ты серьёзно? Не шутишь?
- Да нет, вот завтра прям и пойди в бухгалтерию.
Маша поблагодарила женщину и полетела домой словно за спиной выросли крылья. Впервые за долгое время она сияла счастьем. На следующий день она с самого утра отправилась в офис компании. Это была крупная фирма, региональная сеть фирменных хлебных киосков. Бухгалтер подсказала, как написать заявление, но подписать мог только сам владелец, а бывает он в офисе раз в неделю.
Дни до встречи с владельцем тянулись долго, и вот он долгожданный момент. Мария явилась в офис за час до назначенного времени и сидела в коридоре в ожидании какого-то чуда. А когда у двери кабинета появился владелец, она долго не могла отвести от него взгляд. Потом опустила голову и попыталась не замечено уйти, но он задержал её.
- Маша, опять убегаешь. Только теперь я не отпущу тебя пока не объяснишь, чем же я так провинился.
Она чувствовала, как щёки горят от нахлынувшего жара и не произнести ни слова.
- Идём в кабинет, выпьем кофе и поговорим.
Она послушно прошла следом за ним и присев на стул у двери, прокручивала в памяти тот день семь лет назад.
Он тогда уехал на какие-то курсы по повышению квалификации, а подруга рассказала, что он сделал ей предложение и показала фото, на котором он её обнимал. К тому времени он встречались с Алексеем больше года. Строили планы и тут такой удар. Как раз в тот момент ветхое жильё, где жила Маша с мамой сносили и им предоставили новую квартиру адреса, которой Лёша не знал. А через семь месяцев Маша родила сынишку, о котором он тоже не знал.
- Машунь, присядь пожалуйста к столу, - вырвал из воспоминаний голос Алексея.
Маша молча пересела. Он пододвинул к ней чашку с кофе и внимательно посмотрел в глаза.
- Ну, расскажи, почему ты так со мной поступила?
- Я? – Маша округлила свои и без того огромные глаза и сощурилась. – Как я поступила? Ты за моей спиной крутил роман с Дашкой, а я ещё и виновата осталась!
- Ты чего? Какой роман? Я, когда вернулся, ваш дом был снесён. Адреса нет, телефона нет. Я тогда к Дашке помчался, она сказала, что ты замуж вышла и просила не искать.
От неожиданного удивления Маша поднялась на ноги и не могла найти слов.
- Да она мне вашу фотографию показывала, ты её обнимал.
- Ооо, и что? Ну да, просила она меня сфотографироваться с ней на память просто о школьном времени. Ну как я её обнимал? Руку на плечо положил, Боже мой… Из-за этого ты вышла замуж не дождавшись меня, но это глупо. Я себе покоя не находил, пытаясь понять в чём причина.
- Никуда я не выходила.
Маша пододвинула к столу стул и выпила залпом свой кофе.
- То есть, как ты, а сейчас… сейчас ты замужем?
Алексей не смог сдержать улыбку радости.
- Ну Маш, Машунь, я же тоже один. Не мог забыть тебя, мучился в мыслях от того, чем мог тебя обидеть. Давай поедем на наше место, а? Давай!
Маша молча кивнула. Они провели вместе целый день прогуливаясь знакомыми тропинками и вспоминая беззаботное прошлое.
- Так ты зачем-то приходила же ко мне? – опомнился Алексей уже у подъезда Маши.
- Уже неважно, - она смутилась и замолчала.
- Хорошо, позволь мне завтра за тобой зайти, - Маша кивнула и забежала в подъезд.
Утром в дверь позвонил сосед. Пришёл напомнить, что время прошло.
- Я подготовил документы в суд или ты сегодня же переезжаешь ко мне, или…
В это время по лестнице поднимался Алексей. Он приподнял соседа за шиворот пиджака и отодвинул в сторону.
- Машунь, я поговорил с бухгалтером и с твоей напарницей, всё знаю про твои проблемы и больше не хочу тебя терять. С сегодняшнего момента ты больше не работаешь у нас, и ты больше не одинока. Теперь за тебя есть кому заступиться.
Он оглянулся на опешившего соседа и тот молча скрылся за своей дверью. В это время из комнаты выбежал мальчик.
- Мама, ты скоро со мной поиграешь?
Алексей замер на пороге и медленно поднял на Машу вопросительный взгляд.
- Это же моя точная копия…
Слёзы текли по Машиным щекам, и он всё понял без лишних вопросов.
- Вы и дня не останетесь здесь. Срочно собираемся и переезжаем в мой дом, а маму твою отвезём в клинику, я договорился, её поставят на ноги.
Прошло три месяца. Мама гуляла со Стёпкой во дворе, а Маша наблюдала за ними из окна и улыбалась. Алексей подошёл и обнял её за талию.
- Что тебя так радует? – улыбнулся он.
- Всё радует. То, что я жена лучшего мужа, что мама здорова, что сынишка счастлив, а ещё, что скоро мы станем родителями второй раз.
- Серьёзно?!
Лёша поднял жена на руки и долго кружил, не в силах скрыть восторга от услышанного.
#истории #рассказы #истории из жизни