Тема отцов и детей не нова в русской литературе. Но и в обсуждении произведений отечественной классики разные взгляды поколений на один и тот же вопрос отличаются.
Так, если нам в школьные годы говорили почти о "святости" Сонечки, способной на самопожертвование, то современные ученики (мои) ее не жалеют. Пропуская мимо ушей поступок Мармеладовой, они очень долго... ругают ее отца.
Об авторском замысле и немного про Сонечку и ее папу - эта статья.
Про Мармеладова
Вы, наверное, будете сильно удивлены, но первоначальная версия "Преступления и наказания" не включала в себя Раскольникова, его теорию и ссылку главного героя. Да и вообще главный герой должен был быть другой.
Им, по авторскому замыслу, должен был стать титулярный советник, Семен Захарович Мармеладов. Роман же, по первоначальной авторской задумке, был вовсе не о "тварях дрожащих" и "право имеющих", а на более приземленные и понятные современнику темы.
Дело в том, что время действия романа - 1865 г. (текст был выпущен в 1866 г.). Это период сложный для страны. Разгар реформ, в ходе которого происходила ломка чиновничьего аппарата.
Многие мелкие служащие потеряли работу. А новой просто не было. Работы нет, а вместе с ней нет и денег. Купить еду, снять комнаты - все было дорого. Кроме водки. Водка была дешевой.
Именно об этом изначально и хотел рассказать Достоевский. Собственно, сам роман должен был называться "Пьяненькие", а павший Мармеладов должен был играть в нем первую скрипку.
Но вскоре замысел расширился. Однако Семен Захарович остался, хоть и не центральным героем.
Как к ним относиться
Собственно, исходя из этой концепции, полной безнадежности в судьбе Мармеладова и ему подобных необходимо рассматривать эту семью.
Он не может найти работу не из-за того, что не хочет, а потому что не может. И поэтому он пьет. Себя презирает, а все же пьет, потому что это - единственный способ забыться.
И у Сони нет ни единого шанса помочь семье иначе, как пойти по желтому билету, потому что другого способа найти работу и деньги на еду и съем у нее просто нет.
Она почти святая в своей жертвенности, потому что отдает самое ценное, что у нее есть ради тех, кого любит.
Глазами современного поколения
Однако современные читатели, с которыми мы обсуждаем "Преступление и наказание" смотрят на роман иначе. Они не жалеют Соню - они осуждают Мармеладова.
Они осуждают Мармеладова за слабость, за то, что он бросил заботы о семье на хрупкие плечи дочери, за то, что не делает ничего для того, чтобы спасти семью.
Они не жалеют Соню, которой пришлось сделать такой трудный выбор, растоптать в себе святое. Потому что думают, что выбор у нее был. Они говорят о том, что она могла выбрать себе какую-то другую работу, не понимая, что пойти куда-то еще ей просто было некуда.
И если честно, я очень радуюсь, когда слышу эти слова. Это значит, что они не понимают той проблемы, с которой сталкивались люди 19 века. Что жизнь стала лучше и легче.
Им нужно хранить память и понимать, но как хорошо, что им не нужно это знать.
А что думаете по этому поводу вы? Сочувствовали Сонечке? Осуждали Мармеладова?