Найти в Дзене

Участок выбран. Что дальше?

Оглавление
Частный дом на очень небольшом участке. Вид со стороны дороги
Частный дом на очень небольшом участке. Вид со стороны дороги

В прошлой статье автор настоящих строк беседовал с архитектором Андреем Дойницыным о том, как правильно выбрать основу для фундамента своего собственного будущего дома — участок под строительство. В этой статье мы поговорим о следующем этапе — «посадке» здания на конкретной, уже своей территории. А еще — о функционале, площадях, стихиях, «осях» и «стержнях».

— Андрей, участок выбран. Что дальше? 

— Дальше архитектор определяет так называемое пятно дома на участке — примерные границы строительного объема, расположение главных и второстепенных входов… Но тут важно понимать вот что: пятно — это совсем не план. Это в полном смысле пятно — его можно стирать, куда-то сдвигать, где-то дорисовывать. Однако это очень важная стадия в проектировании. Во-первых, именно на этом этапе определяются некие границы, в которых будет развиваться дальнейшее проектирование. А во-вторых, как раз в этот момент заказчик начинает «видеть» свой будущий дом. И вот тут — самое время для первой обстоятельной беседы со всей его семьей. 

— Именно что со всей семьей?

— Да, поскольку первая беседа — основополагающая. В ходе нее архитектор не просто выясняет, что должно быть в проектируемом доме, но зачастую еще и помогает выяснить это клиенту — самому для себя. Не каждый заказчик знает закономерности в планировке пространства, функциональные взаимосвязи различных помещений... И задача архитектора — помочь разобраться во всех этих вопросах. Но это получается только в совместной беседе, которая — в самом оптимальном варианте — проводится в полном составе семьи. В присутствии не только самого заказчика, но и его второй половины, взрослых детей, других домочадцев. А вот если общаться только с одним человеком, можно говорить о потраченном впустую времени. 

— Настолько категорично?

— Конечно, ведь первостепенная задача архитектора на данном этапе состоит в том, чтобы постараться поймать пожелания всех членов семьи. И это очень важно — именно в подобных прениях определяются основные направления, что это будет за дом: одноэтажный, двухэтажный, мансардный, полуторный, с перепадами высот, высокими потолками, где будет гостиная-столовая или где будет столовая-кухня… А также где будет масса вспомогательных, но необходимых помещений, о которых многие даже и не подозревают. 

— Ты хочешь сказать, что далеко не каждая собравшаяся строить дом семья четко представляет, какие именно помещения будут в их доме? 

— Абсолютно ничего удивительного тут нет. Смотри, простой пример: приходят заказчики и говорят о доме площадью 100 квадратных метров. Ну, это как бы… По меньшей мере, это меня довольно сильно смущает. Ведь когда клиенты говорят «100», они имеют в виду жилую площадь. Но чтобы обслуживать ее, требуется много вспомогательных помещений — котельных, водонасосных, электрощитовых, постирочных комнат, скрытых кладовых… Так что если вначале заказчикам думалось о 100 квадратных метрах, то в итоге площадь такого дома увеличивается до 150–200 квадратных метров. А то, бывает, и больше… Когда начинаешь разговаривать с заказчиками предметно, то выясняется, что практически никто из них не представляет, сколько квадратных метров должна занимать, скажем, современная котельная. Или какая площадь требуется для помещения, где будет происходить очистка воды. То есть не просто, чтобы разместить в каком-то объеме необходимое оборудование, а чтобы оно нормально работало, и его можно было обслуживать. 

— Наверное, все же никакой вины заказчика тут нет, поскольку это не его забота…

— Конечно, человек, собирающийся построить себе дом, совершенно не обязан разбираться во всех подобных вопросах — это область профессиональных знаний архитектора… Так вот, сложность вот в чем: дом — это совсем не квартира, на опыт проживания в которой опирается в большинстве случаев заказчик… И архитектор, осознавая это, должен рассказывать своему клиенту об очень многих вещах. Хотя бы о том, что вполне можно запроектировать особое место, где при случае удобно будет выпить чашечку кофе. Кто из людей об этом сразу думает? Очень мало... Я уж не говорю о будуарах и гардеробных. Ведь времена шкафов, а особенно в частном домостроении, уже прошли. Но это все не главное. Главное, что в каждом доме всегда есть четкая функциональная взаимосвязь между помещениями — спальнями, ванными комнатами, гардеробными, детскими, кабинетами, библиотеками… И задача профессионала — раскрыть эти взаимосвязи, помочь заказчику сориентироваться. Вообще архитектор всегда должен думать на шаг вперед — он постоянно должен помогать своему заказчику «чувствовать» будущий дом. Без этого очень сложно говорить о каком-то положительном результате. 

— Выяснился состав необходимых помещений, их примерный метраж. Какой следующий этап?

— Насчет метража одна оговорка. Мы пока определили, что истинная площадь дома больше той, которую держали в голове заказчики, раза в полтора—два. Но даже в отношении помещений, которые люди могут себе хорошо представить, то есть в отношении гостиных, столовых, кухонь, спален и кабинетов, с метражом не все так просто. Нередко после проживания в квартире, где практически все не слишком избыточные площади были изначально заданы, заказчики замахиваются на какой-то невероятный метраж помещений. Метраж, который им совершенно не нужен. Но тут очень просто получается — на их глазах я элементарно проставляю квадратные метры, о которых они думают, и в конце суммирую все цифры. Так что «примерная» площадь, которая уже увеличилась в полтора-два раза, увеличивается еще в несколько раз… Тогда вместе с заказчиком мы начинаем корректировать количество и метраж спален, ванных комнат, гардеробов, кладовых... После такой плотной беседы, когда определены все «за» и «против», и выясняются все необходимые конкретного объекта помещения и уже практически реальный метраж. И тут архитектор опять должен подсказать своему клиенту, что дом — это совсем не квартира в многоэтажном доме, где мы дошли до стены и все, дальше дороги нет. Ведь когда мы говорим о частном домостроении, то вполне возможно запроектировать еще и открытые террасы — транслировать некоторые функции вовне. Практически на каждом участке есть та или иная возможность «выйти» во двор и комфортно пользоваться этими трансляциями — могут возникнуть удивительные продолжения открытых гостиных, столовых. Могут возникнуть мангальные, какие-то интересные места с небольшими водопадами, очаги огня, зимние сады, элементы ландшафтной архитектуры… Это всегда комфортно и очень интересно. 

— И вот уже можно говорить о стилистике интерьеров проектируемого дома.

— Пока рано. Есть еще один промежуточный, но очень важный этап. Вообще, конечно, проектирование дома напрямую связано со стилистикой внутренних пространств. Но еще до определения со стилевыми решениями архитектор вполне может начать какие-то поиски в планах — речь идет не просто о попытках организовать некие закономерности в объемно-планировочных решениях, но и об определении каких-то сильных находок. 

— Находок в чем?

— В акцентах. К примеру, это может быть какой-то супер-аквариум, который будет доминировать на фасаде. Почему бы нет? То есть на этой стадии выясняются «имя» и «фамилия» будущего дома. И здесь архитектор просто обязан абсолютно четко уловить, что необходимо именно этому человеку. Бывает, человек говорит: «Камин!». Но не просто произносит это слово, а буквально дрожит при этом от своих чувств. И архитектор должен совершенно явственно понять, что этому человеку просто необходима подпитка огнем. И тут, конечно, мы можем вести речь исключительно о живом камине — никакие электрические имитации не годятся… В этом случае камин, я думаю, вполне может стать основной доминантой, своеобразным стержнем, вокруг которого — и в прямом, и в переносном смыслах — «закрутится» весь дом. 

— А кому-то другому, скажем, нужна энергетика растений…

— И ему обязательно нужен зимний сад, человек не сможет без этого. Вернее, он сможет, но ему будет не комфортно. А ведь частный дом — это, прежде всего, комфорт. Иначе, зачем вообще проектировать и строить? Но тут, как и в случае с камином, никаких эрзацев быть не может — никаких искусственных цветов. Мы ведь говорим об энергетике, а откуда она в окрашенной пластмассе?.. Кому-то третьему хочется много «воздуха», кому-то четвертому нужна вода, ее спокойствие, неторопливость… 

— Чему удивляться — все мы зависим от природы, от ее стихий… 

— И никуда от этого не деться. Но тут очень важны еще и какие-то культурные определения, присущие конкретному человеку. Все мы разные — никаких шаблонов быть просто не может. Так что эта стадия в проектировании одна из самых важных — архитектор определяет, каким будет дом. Будет он полным света, раскрытым вовне или, наоборот, закрытым, повернутым вовнутрь, укрытым от света, шума… Будет он круглым или квадратным, треугольным или «с башенками»… Я условно говорю, но все это совершенно точно выясняется из беседы. И мастерство архитектора состоит именно в том, чтобы поймать и четко вычленить одно направление, одну «ось», на основе которых и будет развиваться весь дом. А вот уж после этого, когда найдены «оси» и «стержни» — можно говорить и о стилистике интерьеров. 

В следующей статье мы и побеседуем о стилистике будущего дома.