– В вашей школе устраивают дневные лагеря на зимние каникулы, – я внимательно посмотрела на Игоря.
– Но я не хочу ехать ни в какие дневные лагеря, – протестовал мой сын.
– Ты не можешь оставаться дома весь день, – объяснила я.
– Тогда я поеду к тете Ане.
– Ты уверен? – я спросила удивленно.
– Я схожу к своим друзьям, – сказал он. – Кроме того, тётя печет очень вкусные булочки, – улыбнулся Игорь
"Я бы не ожидала этого в своей жизни!" – подумала я.
Нахлынули воспоминания о лете...
Во время летних каникул, когда мне нужно было уехать на две недели в командировку, а Сашка возвращался домой так поздно, что не мог позаботиться о сыне, мы отвезли его к Ане моей сестре. Как же я тогда волновалась. Правда, Игорь перешел в четвертый класс и был не таким уж маленьким ребенком, но я знала методы воспитания Ани. Несмотря на то, что она была меня старше, она не позволяла своим детям расслабляться, у нее были все в работе.
Меня чуть не трясло от страха при мысли о том, как Игорь справится с работой в деревне. Ни компьютера, ни телевизора, ни интернета. Его тетя будет давать ему работу, чтобы он помогал по хозяйству, а ведь он такой хрупкий!
Когда я везла сына в деревню, он был недоволен и не разговаривал со мной. И я вспомнила свой первый визит к Ане... У нас с ней разница в возрасте 20 лет. Когда Ане было 35 и она жила со своими маленькими детьми в деревне, мне было всего 15 лет. Мужа у Ани не было, он уехал на заработки и так и не вернулся обратно. И вот впервые после долгой разлуки я собиралась навестить родную сестру. Аня тогда сломала руку, и кто-то должен был поехать к ней и помочь, а наши родители были уже не в силах оказать ей помощь из-за здоровья. Все ее деревенское хозяйство вдруг упало на меня.
Аня оказалась ворчливой и упрямой. Она жила без электричества, хотя оно давно было проведено в селе, и водопровода у нее еще не было. Она экономила на всем, чтобы обеспечить детям хорошую еду, одежду и обучение.
Со следующего дня, когда я приехала, я вливалась в работу. Оказалось, что животных нужно приводить в порядок, дрова наколоть, воды принести и еще много чего сделать! С утра до вечера у меня было много дел!
Но должна признаться, что Аня на мне не экономила. Когда я хотела есть, она готовила такие обеды, что я до сих пор помню этот изумительный вкус. Когда я простудилась, она специально для меня принесла свежее куриное мясо и варила вкусный бульон. Она каждый день открывала банки с вареньем и другими вкусностями. Это был поистине удивительный месяц, полный противоречивых эмоций.
И вот, двадцать лет спустя, я отдаю своего сына на ее милость. Я знала, что у сына будут лучшие условия, чем у меня, потому что теперь у моей Ани было электричество и водопровод. Я также могла надеяться, что с годами она немного смягчилась и сможет позаботиться о хрупком 11-летнем ребёнке.
– Так это и есть твой Игорь? – моя Аня закричала в знак приветствия.
– Да, Анечка, – сказала я, пытаясь улыбнуться. – Игорь, поздоровайся.
– Доброе утро, – пробормотал он.
Мы прошли на кухню, которая почти не изменилась.
– Какой-то тощий у тебя ребенок, – сказала сестра, заварив нам чай. – Тебе придется немного потолстеть у меня. И такой бледный. Может больной?
– Нет, Аня, у него такой цвет лица всегда, – попыталась я объяснить.
– Хм, по цвету лица видно, что он целый день сидит дома и ничего у тебя не делает, – добавила Аня.
Мне было тяжело оставлять сына на попечение сестры, но в итоге пришлось с Игорем распрощаться...
– Мама, можно я поеду с тобой? – клянчил Игорь. – Тетя Аня такая злая.
– Я не могу взять тебя в командировку, сынок, – мне хотелось плакать.
В течение следующих двух дней мой сын звонил мне несколько раз. Он еще жаловался на тетку, на то, что нет интернета и что работы много. Он скучал по мне, и, слушая его, я, должно быть, страдала еще больше, чем он. Но потом телефонные звонки прекратились.
Сначала я вздохнула с облегчением, но через несколько дней начала беспокоиться. Я сама позвонила Игорю. Он взял трубку с третьего раза.
– Привет, мама, – сказал он.
– Привет, как ты? – я взволновано спросила.
– Ладно… Знаешь, мне некогда, мне пора, – сказал он и повесил трубку.
И так было каждый раз, когда я звонила ему. Я не знала, что происходит, почему у сына не было на меня времени, что он делал? Однако по его голосу я могла сказать, что он доволен...
Две недели прошли быстро. А когда я вернулась из командировки, мы с Сашей поехали за Игорем.
– Доброе утро, Аня, – сказала я. – Где Игорь?
Я почувствовала укол беспокойства, когда мой сын не вышел поздороваться.
– А он играет где-то с местными детишками, – ответила Аня, махнув рукой.
– Как так? В одиночестве?! Без взрослых? Вдруг с ним что-то случится? – я волновалась.
– Расслабься, он большой мальчик, – сказала она. – Ты зря трясешься над ним. Разве ты не помнишь, как ты играла в его возрасте? Ты пропадала на несколько часов и приходила домой только кушать.
– Ну, собственно, – вздохнула я. – Но это были другие времена. Это было безопаснее.
– Не будь паникершей, – сказала моя Аня.
Игорь вернулся примерно через час. Он весь покраснел, улыбался, его колени были в царапинах и синяках. Я не узнала его, когда он стал эмоциональным голосом рассказывать, как он прекрасно проводит время в деревне, сколько у него приятелей, что они построили шалаш в лесу и играли в разведчиков.
– А моя тетя Аня каждый день пекла мне вкусные булочки и пирожки! – закончил он. – Ты не умеешь такие печь.
Так, так! Я ожидала худшего, а оказалось, что эти две недели, проведенные в деревне, были, пожалуй, лучшей частью каникул Игоря. Однако на этом сюрпризы вовсе не закончились.
Когда мы пришли домой, сын не стал включать компьютер. Я думала, что он соскучился по компьютерным играм, но Игорь переоделся и выбежал во двор. И в последующие дни нельзя было не заметить, что он стал живее, смелее, перестал так робеть с другими людьми. Он нашел другие интересы, помимо компьютерных игр.
– Мы пытались его уберечь от всего, – подумала я, глядя в окно, как наш сын с друзьями гонялся по двору. – Нельзя прожить жизнь без единого синяка.
Теперь Игорь с нетерпением ждал поездки к тете Ане. Всю дорогу он взволнованно говорил о том, как это будет весело. Ведь ему предстоит навестить своих друзей в деревне, построить с ними что-нибудь, сыграть с ними в снежки. И мы едва доехали до двора, он выхватил из багажника санки и полетел на горку к мальчишкам… И кто бы мог подумать, что время в деревне может так изменить ребенка?