Фантазирование для ребенка является неотделимой частью его психологического развития. Это очень важная функция для того чтобы в дальнейшем у ребенка развивалось абстрактное мышление, креативность.
Фантазия ребенка начинает активно развиваться к 2,5 – 3 годам. До этого, в игре, идет подготовка (ребенок играет с предметами-заместителями, погружается в мир сказки). Дети в игре пользуются двумя параллельными реальностями: в одной (настоящей) – они дети, в другой (фантазийной) они ковбои, полицейские, феи, принцессы. К 4-м годам грань между выдумкой и реальностью становится четкой, а до этого возраста она может быть «размыта». То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом начал отделять фантазии от реальности, вы можете понять при появлении в его речи слов «понарошку» или «как будто».
В некоторых случаях, бывает сложно понять: где заканчивается "нормальное" воображение и начинается болезненный процесс, требующий помощи специалистов. И конечно, зачастую, родители не могут понять обманывает их малыш или просто фантазирует.
Отличить здоровое детское фантазирование от патологического можно по ряду признаков и это может быть:
Произвольность возникновения. В норме игра возникает и прекращается по воле ребёнка. Если фантазии возникают самопроизвольно и не могут быть прекращены усилием воли – это уже патология.
Связь с реальностью. В норме фантазии имеют непосредственную связь с действительностью, их сюжеты и образы ясны и знакомы, ребёнок отделяет игру от реальности, способен переключиться на другой вид деятельности. Если говорить о патологии, фантазии оторваны от реального мира, причудливы и вычурны. Ребенок может не считать свои действия игровыми, верить в действительность выдуманного, продолжать свою деятельность в неприемлемых местах и неподходящее время (на уроке, во время приёма пищи).
Гибкость сюжета. Для здоровой игры характерна смена сюжета (с сестрой играем в «Дочки-матери», а с подружкой в « Волшебниц», сегодня спасаем собачек, а завтра котят). При патологическом фантазировании сюжет игры и её герой постоянно повторяется независимо от партнёра, времени и места. Роли жёстко закреплены, правила практически неизменны. Игровые действия однообразны и повторяются.
Длительность. В норме ребенок может прервать свою игру, получив более интересное предложение. В патологическом варианте, как правило, настаивает на её продолжении или игнорирует предложения взрослых или других детей.
Совместная игра. В норме дети с удовольствием принимают в свою игру других участников и совместно развивают фантазийный сюжет, а при патологических состояниях ребёнок не соглашается менять сюжет игры или принимать в игру новых игроков.
Эмоциональная окраска. Фантазии в норме сопровождаются как положительными, так и отрицательными эмоциями, а в патологии могут сопровождаться очень яркими образными страхами, возбуждением, часто носят агрессивный характер.
Степень оригинальности фантазии. В норме фантазии или игры имеют понятные для окружающих сюжеты и образы. Напоминают героев мультфильмов или книг, игрушки, имеющиеся у детей. Отражают события, которые происходят у жизни ребёнка (поход в поликлинику, детский сад, рождение младшего брата или сестры). При патологическом варианте фантазии причудливы (иногда вычурны) по содержанию. Окружающие с трудом могут понять содержание игры или фантазии.
Двигательная активность. В норме движения и действия, сопровождающие игру, обычно соответствуют сюжету фантазии (игры). Если Фея летает, то это сопровождается движением рук, имитирующим взмах крыльев. При патологических состояниях действия ребёнка могут быть однотипными, в моторике проявляются стереотипные движения, наблюдаются однообразные манипуляции с предметами в течение длительного времени. Движения и действия не всегда соответствуют сюжету.
Патологическое фантазирование характерно для нарушений аутистического спектра или иных расстройств психики, бывает следствием психологических травм.
Если вы заметили, что с ребенком "что-то не так" не бойтесь обращаться за консультацией к детскому врачу-психиатру и медицинскому психологу. Определить является ли происходящее с ребенком нарушением или частью нормального развития может только специалист. Совместная работа родителей, врача и медицинского психолога – залог устойчивого результата. Специалисты дадут практические рекомендации в отношении действий всех членов семьи, помогут освоить новые способы взаимодействия с ребенком, покажут новые возможности для его развития и обучения.
Врач–стажер РКПБ, Каримова Л.И.