Чрезвычайные происшествия заставляют людей мобилизоваться, чтобы решить самую амбициозную задачу в кратчайшие сроки. Круто, когда уровень развития страны позволяет создавать простые, но оригинальные и продуманные системы, бережно относящиеся к человеку, которые являются актуальными и по сей день
Произошедшая в апреле 1986 года катастрофа на Чернобыльской АЭС стала причиной для внепланового городского строительства.
После аварии из Припяти и Чернобыля по причине большой радиации срочно всех выселили. Началась масштабная операция по ликвидации последствий катастрофы, а параллельно рядом уже закладывался сопоставимый по размаху проект нового города.
Город был необходим для персонала станции, продолжавшей работу после аварии, а также переселенцев не настроенных покидать родные места. Жизнь пришлось начинать начинать с чистого листа, в 60 километрах восточнее Припяти.
Новый город для переселенцев был построен спустя год, в 1987-м, и получил название Славутич (по древнему имени реки Днепр).
Славутич - последний город построенный в СССР, и самый молодой город Украины. Решение о его строительстве принималось в экстремальных условиях, а работы велись в немыслимых темпах.
- Первый документ о строительстве населенного пункта, которому еще даже не придумали название, появился 2 октября 1986 года, спустя полгода после чернобыльской катастрофы.
- В ноябре 1986 года было началось проектирование (группа архитекторов под руководством Л. В. Вавакина), а в декабре того же года пошли первые строительные работы, которые проводились силами восьми советских республик.
- Уже в январе 1987 года проектные институты (московский ЦНИИП градостроительства, киевский Институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий) передал всю необходимую документацию строителям.
- До конца 1987-го были сданы в эксплуатацию 120 тыс. кв. метров жилья.
- 26 марта 1988 года выдан первый ордер на заселение квартир.
- В конце 1988 года Славутич получил статус города, и тогда же сюда стали заселяться люди – главным образом, бывшие жители Припяти.
- К середине 1989 года численность населения города перевалила за 11 тыс. чел., а с 2000-ых и по сей день в городе живет около 25 тысяч.
Расположение Славутича
Расположение города обусловлено его размещением на пересечении железнодорожных и автомобильных путей сообщения. Благодаря им Славутич связан с Киевом, Черниговом и другими городами Украины и соседних государств (расстояние до границы с Республикой Беларусь — 12 км, до границы с Россией — 100 км).
Более удачного места тогда было сложно найти - гарантированно безопасная зона от радиации, утопающая посреди прекрасного соснового леса, который максимально бережно сохранили и внутри города.
С распадом Советского Союза чернобыльская Зона оказалась в приграничной зоне, в нескольких километрах от Беларуси, и напрямую проехать невозможно, международных переходов нет. При этом Славутич это ещё и анклав Киевской области внутри Черниговской!
Интересно, что до сих пор действует электропоезд, пересекающий 20-километровый участок белорусского «аппендикса» в междуречьи Днепра и речки Брагинки с поселком Комарин. Поезд идёт без остановок и дважды пересекает границу, на которой нет никакого контроля! Но доступен он только сотрудникам станции.
Урбанистическое чудо
Город построенный в последние годы существования СССР включил в себя все лучшие стандарты строительства и обустройства, а такая срочность обеспечила разнообразность.
Славутич строили, в буквальном смысле, всем миром. Другие республики Советского Союза пришли на помощь и прислали свои строительные бригады. А те приехали сразу вместе с материалами и готовыми проектами домов, поэтому каждый квартал уникальный по своей архитектуре. В строительстве города участвовали архитекторы и строители из восьми союзных республик: Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Азербайджана, Армении, Украины и России, что придало застройке каждого квартала национальный колорит.
Как результат, сейчас город разделён на тринадцать кварталов: Бакинский, Белгородский, Вильнюсский, Добрынинский, Ереванский, Киевский, Невский (ранее Ленинградский), Московский, Рижский, Таллинский, Тбилисский, Черниговский, Печерский, каждый из которых имеет свою особенную архитектуру и атмосферу. Да, о таком только могут мечтать другие города постсоветского пространства.
В городе преобладают пятиэтажки, но есть и несколько десятиэтажных свечек. В многих районах есть частные дома и коттеджи построенные в соответствующем национальном стиле, которые, кстати, были заложены в проекте одновременно с многоквартирными домами, что позволило избежать многих инфраструктурных и социальных проблем.
Славутич получился очень плотным, что так важно для создания комфортной среды. Там даже несколько лет назад пытались внедрить общественный транспорт, но особой нужды в этом нет, потому что всё расположено очень близко и удобно.
Территория застройки города занимает 7,5 км², из них 2,5 — жилая зона, остальное — другие функциональные зоны, которые также очень продуманно размещены.
В Славутиче нет белорусского района. Зато Белорусы построили универмаг "Минск" и несколько административных зданий на центральной площади.
Особый акцент сделан на спорте. Вы часто встречали общественные теннисные корты в 25-тысячниках? А здесь есть! В шести кварталах построены физкультурно-оздоровительные комплексы. Есть городской стадион, два футбольных поля, площадка для баскетбола и пляжного волейбола, уличные турники и огромная детская площадка. Это построили уже после Союза, как и скейт-парк: деньги на благоустройство выделяет АЭС.
Славутич кажется идеальным советским городом, и кажется, так оно и было! Дворец культуры, детские сады, школы - модернистской архитектурой, во дворах домов высажены деревья по тематикам: где-то берёзовые рощи, а в Тбилисском - виноград!
Самый шикарный Армянский квартал, выстроенный из розового туфа. Во дворах большие коллективные мангалы, которые до сих пор используются! Рядом с ереванским кварталом стоит бакинский. Сегодня это может показаться просто невероятным.
Идём дальше. Бакинский район отличает канареечно жёлтый цвет зданий. Многие дома потрёпанные и облезлые, но они гораздо приятнее типовых человейников, а дворы не превратили в парковки. Где-то вообще дворы без машин. Такое в Славутиче строили ещё 30 лет назад!
Город очень богат в культурном плане, во многом благодаря строителям и архитекторам, которые заложили всё сразу. Мозайки и фрески выполнены атмосферно и изящно, в таких мелочах читается любовь к своей стране и понимание искусства.
Настоящее и перспективы
Мало кто знает, но сама атомная станция продолжает работу до сих пор, а до 2000 года вообще вырабатывала электроэнергию! Сегодня на АЭС работают 2500 человек, почти все они живут как раз в Славутиче.
Местные власти понимают, что для развития города необходимы новые точки роста. Поэтому в городе созданы условия для привлечения новых производств и создания рабочих мест. Но это дело не простое. Пока же город становится центром для людей работающих удаленно: программистов, разработчиков и т.п.
Ещё для Славутича придуман слоган: "Идеальный город для жизни с детьми и их воспитания". Ну и, безусловно, уникальным акцентом этого места будет та городская среда, которая создавалась силами братских народов.
ТАКЖЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ:
ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ОТЛИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ!
В ПОДДЕРЖКУ КАНАЛА О ГОРОДАХ, ПРОШУ ВАС ПОДПИСАТЬСЯ , это позволит оперативно получать новые статьи
ОТДЕЛЬНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЛАЙКИ 👍