Генеральный директор иркутской авиакомпании "ИрАэро" Юрий Лапин предупредил губернатора Иркутской области Игоря Кобзева о том, что из-за санкций США и Евросоюза перевозчики не могут обеспечить ремонт и поддержание технической годности двигателей самолетов Sukhoi Superjet 100. В краткосрочной перспективе это может привести к "остановке парка" Superjet, сообщает РБК со ссылкой на письмо Лапина, которое он направил 5 апреля.
В настоящее время Sukhoi Superjet 100 является единственным отечественным коммерческим самолетом, находящимся в производстве. Superjet — результат совместной работы конструкторов "более чем 20 мировых лидеров авиационной промышленности", сообщается на сайте Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), входящей в состав ГК ""Ростех", государственного оборонного конгломерата.
Турбореактивный двигатель SaM146, который используется в Superjet, производится компанией PowerJet, совместным предприятием российского производителя двигателей ПАО "ОДК "Сатурн" и французского производителя авиационных двигателей Safran. В настоящее время это единственный вариант двигателя для SSJ-100.
Приостановление действия контрактов запрещает отгрузку российским компаниям любой продукции, даже двигателей, находящихся в ремонте в России, в связи с чем "ОДК "Сатурн" также отказывается принимать в ремонт двигатели Superjet.
В совместном предприятии "Сатурн" отвечает за процесс изготовления вентилятора двигателя и турбины низкого давления, а также за общую сборку и установку на SSJ100. В то время как французская компания отвечает за производство компрессора высокого давления двигателя, камеры сгорания и турбины высокого давления.
В тоже время представитель ОАК сообщил, что Superjet, скорее всего, перестанет летать не из-за проблем с техническим обеспечением двигателей, а "из-за отсутствия таких приземленных вещей, как колеса и тормоза, всевозможные датчики и клапаны", и подчеркнул необходимость срочной локализации импортных комплектующих используемых в самолете.
По словам генерального директора ОАК Юрия Слюсаря, на середину 2021 года в эксплуатации находится 155 SSJ-100. По мнению отраслевых аналитиков, спрос в значительной степени был обусловлен давлением правительства на российские авиакомпании с целью их покупки. Вообще самолетный парк России состоит на 70-80% из продукции Boeing и Airbus. По данным компании Cirium, занимающейся авиационными данными и аналитикой, после введения санкций иностранные лизинговые компании потребовали вернуть им эти самолеты.
Поэтому российские авиалинии, такие как "Аэрофлот", приостановили свои международные операции, из-за чего не российским лизингодателям будет сложно вернуть свои 500 с лишним самолетов стоимостью около 10 миллиардов долларов.
Россия обратилась за советом к Ирану, который имеет большой опыт работы с американскими и другими международными санкциями, из-за которых страна уже много лет не может получать запчасти или новые самолеты от международных производителей, независимо от того, какие авиакомпании страны продолжают летать.
Иранские авиалинии, обнаружив, что невозможно купить новые самолеты или запасные части, остановили и разобрали половину своих самолетов на запасные части, чтобы другие оставались в воздухе.
Тем временем Минпромторг России работает над импортозамещением Superjet, которое предполагает оснащение самолета отечественным двигателем ПД-8 и замену 27 других импортных авиационных систем.
В начале марта глава Минпромторга Денис Мантуров заявил об ускорении работ по созданию полностью локализованной версии Superjet, рассчитанной на производственную мощность до 40 таких самолетов ежегодно.