Специалисты выделяют 5 стадий проживания горя:
- Отрицание
- Сделка
- Гнев
- Депрессия
- Принятие
Эту же схему применяют к процессу принятия родителями и родственниками того факта, что ребёнок не такой, как они ожидали, его здоровье и развитие отклоняется от общепринятой нормы.
Как считают учёные, знание психологических стадий, выделенных в теории горя, помогает специалистам:
- понять реакцию семьи ребёнка-инвалида, не рассматривая поведение членов семьи, как патологическое;
- осознать, когда и каким образом лучше вмешаться в ситуацию.
Вместе с тем необходимо гибко применять теорию стадий, учитывать особенности конкретной семьи и индивидуальные реакции на такое потрясение.
1. Отрицание
Поставленный ребенку диагноз, как правило, вызывает у родителей реакцию шока, неверия. На первых порах отрицание позволяет "выжить", но не может защитить от реальности. Если подобная реакция затягивается, это безусловно влияет на состояние ребенка. Отрицая диагноз, родители могут продолжать предъявлять к нему требования, которые ребенок не в состоянии выполнять. В некоторых случаях, пытаясь добиться пересмотра поставленного диагноза, родители отказываются от участия ребенка в необходимых занятиях и программах, что тормозит лечение. Многие на этой стадии испытывают растерянность, оцепенение, дезорганизацию и беспомощность.
2. Сделка
Для этой стадии характерно стремление родителей "излечить" ребенка, полагаясь на справедливость, вознаграждение за "добрые дела". Надежда на чудесное исцеление, поиски "всемогущего врача", обращение к религии дают родителям ощущение возможности повлиять на ситуацию, ощущение контроля, которого они лишились. Появляются мысли о том, что если родители совершат необходимые действия (будут горячо молиться, бескорыстно помогать нуждающимся и т.д.), то болезнь исчезнет. Подобные реакции родителей нормальны и оправданы. Они дают облегчение и возможность действовать в ситуации, когда от человека мало что зависит.
3. Гнев
Если со временем улучшений в состоянии ребенка не происходит, на место надежды приходит гнев. Зачастую гнев обращен на специалистов, которые не в состоянии оказать необходимую помощь, не обладают нужными знаниями, невнимательно относятся к ребенку и т.д. Не каждый специалист, работающий с больным, может спокойно воспринимать гнев со стороны родителей.
4. Депрессия
Осознание хронической природы заболевания и его последствий приводит к появлению у родителей депрессии. В некоторых семьях это кратковременная реакция, за которой следует принятие болезни и конструктивные действия по приспособлению жизни семьи к лечению и воспитанию больного ребенка. Во многом тяжесть депрессии зависит от того, как семья интерпретирует состояние ребенка, и от ее способности справляться с трудностями.
5. Принятие считается достигнутым, когда родители могут:
- относительно спокойно говорить о проблемах ребенка;
- сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности;
- сотрудничать со специалистами, составлять краткосрочные и долгосрочные планы; • иметь личные интересы, не связанные с ребенком;
- уметь что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины;
- не проявлять по отношению к ребенку гиперопеку, чрезмерную и ненужную строгость.