Найти тему
Светлана Обухова

Арт-директор

Валиев Александр

МБОУ СОШ д. Воскресенское им. Бекетова в. С

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. БЕКЕТОВА В.С.

Д. ВОСКРЕСЕНСКОЕ КУГАРЧИНСКОГО РАЙОНА РБ

 

Методическая разработка открытого классного часа

«У нас одна историческая судьба»,

ко Дню народного единства

для обучающихся 6 класса

Подготовил: обучающийся 8 класса Валиев А.М.

д.Воскресенское, 2022г.

Классный час

на тему: «У нас одна историческая судьба», посвященная Дню народного единства

для учащихся 6 класс

ЦЕЛЬ:

формирование представлений о новом российском празднике, его истоках и значении.

  ЗАДАЧИ:

знакомство учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

развитие чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интереса к истории Российского государства;

воспитание чувства гордости и уважения к защитникам государства;

активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала, а также анализа символов Российского государства.

         ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

         УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

·         иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества; о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;

·         знать основные события и периоды отечественной истории; о героических страницах и подвигах людей;

·         рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках; давать развернутое описание исторических объектов, памятников.

        ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ.

-Работа на соответствие дат праздников

-Выступление со стихотворением

-Работа с пословицами и поговорками о Родине ;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

a)     История праздника;

б)    Личность Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

 в)    День Казанской иконы Божьей матери ;

г)      Блиц опрос.

       3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Создание цветка единства

Эпиграф к классному часу: «Держаться вместе,

любить и помогать друг другу,

уметь искренне прощать обидчика»

ОБОРУДОВАНИЕ: электронная презентация, раздаточный материал (дата с праздником, документ текста), «цветок единства», портреты К.Минина и Д.Пожарского, шары для оформления

ФОРМА: устный журнал

Ход мероприятия:

Вступление: Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть сегодня красивыми, здоровыми, энергичными. Сегодня у нас классный час необычный, так как к нам на урок пришли гости и давайте мы с вами покажем наши знания, умения. Желаю хорошего время провождения.

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу урока (на доске, читает). В конце урока мы с вами должны выяснить кому принадлежат эти слова и в чем смысл

Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах.

Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и их названия.

12 декабря День Победы

12 июня Рождество Христово

4 ноября Праздник Весны и Труда

23 февраля День защитника Отечества

9 мая День независимости России

1 мая День народного единства

1 января Новый год

8 марта День Конституции

7 января Международный женский день

(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

Определение темы (слайд 1,2)

Учитель: Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

(День народного единства)

-Кто из вас знает, что символизирует этот праздник?

(предположения учащихся)

Более подробно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе. Что мы должны узнать сегодня? Какую задачу и цель поставить? (с какого времени празднуется и что символизирует).

Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства со стихотворения «День Народного единства».

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА (слайд 3)

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев Живем одной судьбой,

Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!

Учитель: Чему посвящено это стихотворение?

Родина и Единство... Как вы понимаете эти слова?

Учитель:

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ)

Учитель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)

- А как называется столица? (Москва)

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

А мы с вами сейчас вспомним пословицы и поговорки о Родине

Пословицы о Родине.

Учитель: - Какие пословицы, поговорки о своей Родине и ее главных городах вы знаете?

(учащиеся перечисляют по очереди)

• Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах.

• Без корня и полынь не растет.

• Всяк кулик своё болото хвалит.

• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

• Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.

• Москва всем городам мать.

• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Учитель: Молодцы!!!

3. Из истории праздника. (слайд 4)

Учитель:

Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Сколько лет мы его празднуем? (уже 17 лет)

Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история.

Учитель:

Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века. (слайд 5)

Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

Учитель: На Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.

Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять, переполох, восстание, раздор между народом и властью)

Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)

Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги "поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.

Учитель: А сейчас давайте поработаем в группах с отрывком из документа

Работа в группах

Давайте прочитаем отрывок из документа

О Минине и Пожарском. (слайд 6)

Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.

А.Кившенко «Воззвание Минина»

Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

Учитель: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги?

Кого поставили во главе ополчения?

Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (слайд 7 и репродукция на доске)

Давайте познакомимся с этими героями. (Рассказы учащихся)

Кузьма Минин (полное имя - Кузьма Минин Захарьев-Сухорукий) (слайды 7,8,9,10)

Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.

Умер он в 1616г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 183 8 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.

Учитель: О какой личности рассказала Камилла, кем он был, какой вклад внес?

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1614 гг.) - князь. (слайд 11,12, 13,14 )

Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

Выступление учащихся

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручат и особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.

Учитель: А кем был Д.Пожарский? Какой он вклад внес в освобождении?

А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!

И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола.

Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

Учитель: В чём особенность этого события?

Учитель: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

-(Слайд 15) И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.

Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

4. Праздник иконы Казанской Божьей матери. (слайд 12 репродукция на доске)

Учитель: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто -то знает, что это за праздник? (рассказы учеников)

Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее - один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.

Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.

Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. (Слайд 16 и 17)

Учитель:

Блиц-опрос

-Ребята, так кто же такой патриот? (Влад: Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

-Можно ли сказать , что Д.Пожарского и К.Минина были патриотами? (Данил: Да)

-Что помогло победить врага? (Настя: Единение народа.)

Учитель: - День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как праздник дружбы и единения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

-Давайте вернемся к эпиграфу урока и прочитаем все вместе эти слова.

Помните лозунг победителей? ( прикрепить на доску как эпиграф)

«Держаться вместе,

любить и помогать друг другу,

уметь искренне прощать обидчика»

Учитель : В чём смысл этих слов?

- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и все вместе произнесем главные слова:

Главное — вместе!

Главное — дружно!

Главное — с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Учитель. Молодцы. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства. По очереди подходите к доске и прикрепляете лепестки единства

/У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта./

Учащиеся. Единство – это объединение всех людей.

Единство – это согласие народа.

Единство – это когда есть общая надежда.

Единство – это мир и дружба.

Единство – это доброта, понимание и прощение.

/На доске появляется цветок (солнышко) единства/

Учитель: Вот какой красочный цветок единства получился

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Итог классного часа

Учитель. Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.

Учащиеся. Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.

Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины? (дети говорят пожелания)

Учащиеся. 1. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты.

2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.

3. Я желаю жить в согласии со своей совестью.

4. Я желаю единомыслия.

5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.

А сейчас давайте споем песню «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

Учитель : Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Литература

1. Архипова И. Ю. Славься, Отечество наше! / И. Ю. Архипова, С. М. Даниленко //Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 4. - C. 4-8.

2. Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. – 2001. - № 3. – С 47-51.

3. Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель»,

№ 3, 2004 г.

4. Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», №

6, 2005 г.

5. «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста»,

М., 2001 г.

Демонстрационный материал

А.Кившенко «Воззвание Минина»

Кузьма Минин (1570- 1616)