Всем доброго дня! Продолжаю рассказывать о яйцах, принадлежавших императорской семье, из коллекции музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Кстати, до сих пор судьба семи из пятидесяти императорских яиц неизвестна, представляете?
Поговорим о любви... Очень романтичное яйцо "Бутон розы"- это первый пасхальный сувенир 1895 года, врученный Николаем II любимой супруге, принявшей православие Александре Федоровне.
Яйцо выполнено в неоклассическом стиле, покрыто насыщенной, земляничного цвета прозрачной эмалью и украшено символами любви и прочности брачных уз: алмазными стрелами, лиственными гирляндами из зеленоватого золота, лентами. Наверху, под большим плоским алмазом, находится миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине слоновой кости.
Только император знал, насколько нравятся его супруге желтые розы, которые росли в розарии ее фамильного замка в Германии. Поэтому сюрпризом яйца является бутон чайной розы, который открывался при нажатии на кнопку на коротком стебельке, а внутри него - маленькая императорская корона с бриллиантами и рубинами. Сейчас она утрачена, но, может быть, когда-нибудь найдется, кто знает)
Далее, на фото ниже, яйцо "Ренессанс", которое стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III на Пасху 1894 года. Осенью того же года император скончался.
Прототипом яйца стала шкатулка 18 века из музея в Дрездене, где Карл Фаберже жил несколько лет. Овальная шкатулка была преобразована в пасхальное яйцо. Оно вырезано из агата, оправа с львиными маскаронами по бокам с вкраплениями рубинов и алмазов сделана из золота и покрыта полихромной эмалью. В верхней половине яйца бриллиантами выложена дата его создания. К сожалению, о сюрпризе внутри яйца нет достоверной информации. Возможно, это было яйцо "Воскресение Христово".
Предположительно, но точно неизвестно, что именно это яйцо находилось внутри яйца "Ренессанс". Они похожи по стилю исполнения и по цветовой гамме. Внутри него мы можем рассмотреть фигурки Спасителя и двух ангелов. Подставка украшена эмалью и жемчугом.
Яйцо "Лавровое дерево" поначалу даже сложно принять за яйцо, только лишь по форме кроны можно догадаться. Оно было подарено Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. В этот год исполнялось 30 лет с момента вступления Марии Федоровны на российский престол, а вечнозеленый лавр символизирует бессмертие, славу, почет и признание.
Крона лаврового дерева состоит из 325 листьев саянского нефрита зеленого "цвета надежды", и в них можно увидеть золотую механическую певчую птичку (а императрица питала слабость к птицам). Механизм птички, кстати, работает и по сей день! При нажатии на специальный рычажок поднимается замаскированная листвой круглая крышка, из-под нее появляется птичка и начинает петь, вертясь в разные стороны и хлопая крылышками. В листве можно найти розоватые и желто-оранжевые аметисты, цитрины и бриллианты, а также белые эмалевые цветочки.
Самое оригинальное, на мой вкус, яйцо, это "Курочка". Изготовлено оно было в 1885 году по заказу императора Александра III в подарок супруге, императрице Марии Федоровне. Выглядит яйцо довольно просто, но вы только посмотрите, как оно составлено! Просто восторг! Внутри белой скорлупы из непрозрачной эмали находился желток из матового золота, а в нем - курочка из разноцветного золота! Посмотрите на эти тонко проработанные перышки) И даже это не все сюрпризы, ведь также внутри курочки была миниатюрная алмазная императорская корона. А конечным сюрпризом было еще маленькое рубиновое яйцо-кулон. К сожалению, корона и кулон утеряны, и мы не сможем их увидеть.
Марии Федоровне настолько понравился подарок, что с тех пор пасхальные яйца от Фаберже стали традиционными и ежегодными. На протяжении более чем 30 лет фирма выполняла для императорской фамилии драгоценные яйца, ставшие всемирно известными шедеврами ювелирного искусства.
Еще одно, довольно скромное на вид яйцо, покрытое зеленоватой эмалью с перламутровым эффектом, "Орден святого Георгия"- последний пасхальный подарок Николая II императрице Марии Федоровне, 1916 года. Яйцо без драгоценных камней и сложных механизмов, оно посвящено награждению сына императрицы, Николая II и внука, цесаревича Алексея. С двух сторон яйца на шарнирах закреплены накладные знаки Георгиевских ордена и медали, при нажатии на кнопку они открываются, и становятся видны акварельные миниатюры.
В 1919 году императрица покинула Россию, но до самой смерти не расставалась с последним пасхальным подарком сына.
Ну и напоследок, еще одна великолепная вещица из коллекции музея: рамка в форме сердца на подставке. Это сюрприз утраченного яйца, судьба которого до сих пор неизвестна, подарок Николая II матери, Марии Федоровне. При помощи механизма сердечко, покрытое землянично-красной эмалью, раскрывается, превращаясь в трилистник клевера (листайте галерею). В лопастях лепестков располагаются портреты Николая II, Александры Федоровны и великой княжны Ольги Николаевны. Миниатюры написаны акварелью по слоновой кости.
На этом пока всё, есть еще множество интересных вещиц в коллекции музея (бонбоньерки, портсигары, пряжки и так далее), о которых я буду постепенно рассказывать, так что не пропустите)
Проголосуйте за понравившееся вам яйцо и пишите в комментариях, почему выбрали именно его.
Часть 1:
Любой комментарий в поддержку канала приветствуется!
Спасибо за внимание, до встречи в музеях!
#музей фаберже #музеи петербурга #музеи и выставки #ювелирные украшения #куда пойти в питере