Если в вашей речи есть моменты, которые вы хотите донести до слушателя, выделите их.
Сделать это можно с помощью:
1. Пауз;
2. Смысловых ударений (интонационный акцент на главных словах).
1. Паузы – это один из самых мощных речевых приемов. Именно паузы помогают «собрать» внимание аудитории и расставить акценты, делая понятными мысли и смысл вашего высказывания.
Вспомните хрестоматийный пример - фразу «казнить нельзя помиловать». От Паузы в этой фразе зависит жизнь человека.
А ведь есть целый свод правил «Логики речи», изучив который, вы будете понятно выступать.
В этой статье рассмотрим только несколько правил.
Делайте паузы:
• перед ключевым словом – это поможет усилить впечатление от сказанного.
• между абзацами и длинными фразами – слушатель будет вам благодарен: ведь ему не придётся самому решать, где начало и конец повествования.
• после риторических вопросов – это заставит аудиторию поразмышлять над сказанным вами.
• если хотите добиться драматического эффекта. А почему нет? Сделайте психологическую паузу, если хотите создать интригу.
Кроме того, паузы:
- передают эмоции – в зависимости от того, где вы их ставите и сколько они длятся, можно выразить радость или грусть.
- помогают слушать – если оратор говорит слишком быстро, публика тратит много сил, чтобы успевать за ним, скоро устает и выключается.
2. Смысловые ударения — это изменение тона голоса, которым можно выделить:
• новое понятие или слово.
Например, вы говорите о своей маме:
- Я расскажу о своей маме. (Здесь интонационный акцент на слове «маме»). Моя мама – врач. (Здесь новое понятие «врач», значит акцент на этом слове). Моя мама - удивительная женщина! (акцент делается на слове «удивительная»). Только при выделении новой информации, публика будет запоминать ваш сторителлинг.
• противопоставления, которые выделяются союзами «а», «но»:
— Это платье не синее, а красное
(Акцентируется противопоставляемое – «красное»). Никто теперь не забудет, что оно красное.
• перечисления:
- Мы выращиваем цветы разных видов: тюльпаны, розы, фуксии, гвоздики, пионы, гладиолусы, нарциссы и астры.
При перечислении интонация постепенно повышается к концу фразы. Зал охотно следит за этой «волной».
• «период» — это речевые конструкции «если…, то…» или «когда…, тогда…».
К середине фразы интонация повышается, а к её концу понижается. Ещё одна «волна», которая ласкает ухо слушателя.
Хотите овладеть этими инструментами и «Логикой речи» как наукой о том, как сделать понятной свою речь? Записывайтесь на курс «Искусство оратора» на нашем сайте https://laskavaya.ru/orator_remote.