Найти тему

Как донести смысл до слушателя?

Если в вашей речи есть моменты, которые вы хотите донести до слушателя, выделите их.

Сделать это можно с помощью:

1. Пауз;

2. Смысловых ударений (интонационный акцент на главных словах).

1. Паузы – это один из самых мощных речевых приемов. Именно паузы помогают «собрать» внимание аудитории и расставить акценты, делая понятными мысли и смысл вашего высказывания.

Вспомните хрестоматийный пример - фразу «казнить нельзя помиловать». От Паузы в этой фразе зависит жизнь человека.

А ведь есть целый свод правил «Логики речи», изучив который, вы будете понятно выступать.

В этой статье рассмотрим только несколько правил.

Делайте паузы:

• перед ключевым словом – это поможет усилить впечатление от сказанного.

• между абзацами и длинными фразами – слушатель будет вам благодарен: ведь ему не придётся самому решать, где начало и конец повествования.

• после риторических вопросов – это заставит аудиторию поразмышлять над сказанным вами.

• если хотите добиться драматического эффекта. А почему нет? Сделайте психологическую паузу, если хотите создать интригу.

Кроме того, паузы:

- передают эмоции – в зависимости от того, где вы их ставите и сколько они длятся, можно выразить радость или грусть.

- помогают слушать – если оратор говорит слишком быстро, публика тратит много сил, чтобы успевать за ним, скоро устает и выключается.

2. Смысловые ударения — это изменение тона голоса, которым можно выделить:

• новое понятие или слово.

Например, вы говорите о своей маме:

- Я расскажу о своей маме. (Здесь интонационный акцент на слове «маме»). Моя мама – врач. (Здесь новое понятие «врач», значит акцент на этом слове). Моя мама - удивительная женщина! (акцент делается на слове «удивительная»). Только при выделении новой информации, публика будет запоминать ваш сторителлинг.

• противопоставления, которые выделяются союзами «а», «но»:

— Это платье не синее, а красное

(Акцентируется противопоставляемое – «красное»). Никто теперь не забудет, что оно красное.

• перечисления:

- Мы выращиваем цветы разных видов: тюльпаны, розы, фуксии, гвоздики, пионы, гладиолусы, нарциссы и астры.

При перечислении интонация постепенно повышается к концу фразы. Зал охотно следит за этой «волной».

• «период» — это речевые конструкции «если…, то…» или «когда…, тогда…».

К середине фразы интонация повышается, а к её концу понижается. Ещё одна «волна», которая ласкает ухо слушателя.

Хотите овладеть этими инструментами и «Логикой речи» как наукой о том, как сделать понятной свою речь? Записывайтесь на курс «Искусство оратора» на нашем сайте https://laskavaya.ru/orator_remote.