Все началось не с KIA
○ Название KIA Motors расшифровывается с корейского как «Выйти из Азии в мир».
○ Это старейший автопроизводитель Кореи. Но начинала она не как KIA и даже не была автокомпанией. Kyungsung Precision Industry – так первоначально называлась фирма, возникшая 15 мая 1944 года.
○ И занималась она деталями для ремонта велосипедов. Ну это хотя бы не так далеко от машин, как ткацкий промысел Daewoo.
○ Стартовать сразу с производства велосипедов не было возможности - не хватало опыта и средств. Это хорошо дает понимание с какой отправной точки начал двигаться корейский автопром. Невозможно было изобрести даже велосипед. Такой вот оксюморон. Samcholli-ho – название первой модели, которую удалось собрать лишь спустя два года производства велодеталей. Так, в 1946 Корея начала пересаживаться на отечественный велотранспорт.
○1952 – год, когда компания KIA Industrial Company становится KIA. Почему? Имя KIA в то время носила одна из моделей велосипедов, выпускаемых фирмой. Так что первой KIA был обычный велик.
○ Kомпания смогла получить уникальные возможности для своего развития:
Главой Кореи был Пак Чонхи, считавший, что каждой отрасли нужна только одна компания-лидер, отсутствие конкуренции и поддержка деньгами. Спорный подход, особенно с точки зрения запада, но, что тупик для одного – возможность для другого. KIA выпала роль производителя мотоциклетной техники и расчищенной дорогой она воспользовалась сполна: В 1957-м появился первый мотороллер, а в 1961-м выходит трехколесный мотоцикл С-100.
○ Между 1962 и 1966 KIA по сути, просто сборочный цех: почти все детали для производства импортируются. 1967–1971 - ситуация перевернута: большинство деталей и компонентов корейцы научились делать сами. К концу десятилетия в партнерстве с Mazda пошел выпуск трехколесных моделей T2000 и T600.
○ В 1972 году государство выдает «Kia» лицензию на производство автомобилей.
○ Kia Brisa - первая модель легкового автомобиля — но появилась она не просто так, а благодаря сотрудничеству с «Mazda». Были использованы ее инженерные решения! Поэтому машина очень напоминала модель Mazda 1300. Мотор мощностью 55–62 л.с. Макс. скорость - 140 км/час. Эта машина пошла на экспорт в Катар
○Сумасшедший спрос на Brisa позволил корейской компании присоединить к себе производителя грузовиков «Asia Motors».
○ В 70-х все грузовики в стране начали называть Титанами, а все благодаря грузовому автомобилю Titan, который стал пользоваться таким успехом, что название сделалось именем нарицательным, что есть признак абсолютного завоевания рынка!
○ В 1978 году компания получила право на лицензионное производство автомобилей Пежо 604 и ФИАТ 132 для продажи на внутреннем рынке Кореи.
Секрет успеха: Mazda и кое-что еще!
○ Начало 80-х принесло серьезный кризис. Трудности заставили KIA отказывается от выпуска мотоциклов и всех моделей легковых авто, изготавливавшихся на тот момент. А собственников компании - отойти от управления, передав все рычаги команде профессиональным менеджерам, благодаря чему удалось пройти шторм.
○ Весь производственный фокус направили на коммерческие автомобили Bongo. В это семейство входили микроавтобус, легкий грузовик и фермерский пикап.
○В 1983 Mazda, выкупает часть акций KIA, это дало доступ к технологиям Mazda.
○ Успешные продажи бизнес-транспорта позволяют снова вернуться к выпуску легковых авто. В 1987 году выходит основанная на Mazda 121 бюджетная модель Pride, которая на внешнем рынке известна под названием Festiva. Продажи машин взлетают до 300 тыс. единиц в год.
○ Кia сполна закрывала внутри страны нишу дешевых автомобилей. Но ввиду чего? Благодаря каким козырям?
○ Ответа было два и оба просты как палка: во-первых низкая себестоимость на своем производстве. Главным козырем в борьбе с японскими и американскими автомобилестроительными компаниям была низкая плата за труд.
○ Второй момент: жесткие торговые барьеры, введенные в Корее. В 1988 на всю страну было продано 305 иностранных автомобилей. Ну а на экспорт шло более полумиллиона автомобилей, с логотипами Hyundai и KIA.
○ За первый год продаж выручка KIA в США достигла 2,4 миллиарда долларов. это случилось в 1987 году, когда KIA выходит на местный рынок. Как можно было попасть в США, держа свой рынок закрытым? Все из-за соглашения с Ford Motors на поставку той же модели Festiva. Машина из Азии была очень бюджетная. Чем и покорила штаты от побережья до побережья..
○ Спустя год, с конвеера сошел миллионный автомобиль марки.
Тачки 90-х
○ В 1992 году в США открывается представительство. Папа – Форд компании уже не нужен.
○ В 1993 выходит KIA Sportage, который разрабатывался почти 10 лет. Главные фишки: полный привод, хорошая проходимость, низкая цена. В основе платформы — Mazda Bongo.
○США признают Sportage машиной года по соотношению цена-качество, а также «лучшим автомобилем с подключаемым полным приводом». И сегодня Sportage – одна из самых узнаваемых моделей марки.
○ В 1996 году автомобиль Kia Sportage принял участие в ралли по пустыне Сахара.
○ Первой моделью, полностью разработанной внутри компании была Kia Sephia, вышедшая в 1995 году.
○У KIA есть свой спорткар из 90-х. Несмотря на небольшой объем продаж, это был имиджевый прорыв. Сегодня эта машина - предмет охоты коллекционеров.
Имя этой модели - KIA Elan и представлена она была в 1995 году.
Под обличьем Kia скрывался самый настоящий Lotus Elan, лицензию на производство которого и купила Kia и купила.
Двигатель T8D мощностью 151 л.с. объемом 1,8 л. скорость до 220 км/ч.
0-100 км/ч – 8,7 секунд.
Расход топлива: 11 л. на 100 км. город,
7 л. трасса.
○В 1995 году компания экспортировала более 1 млн. автомобилей и вошла в тройку самых крупных корейских автопроизводителей.
○ Кстати, в Россию компания пришла намного раньше, чем нам это показалось: В 1997 в Калининграде открывается новый завод «Киа-Балтика», где налаживается сборка автомобилей марки.
○ Увы, такая самостоятельная и замечательная жизнь подходила к концу. В этом же году Страны Азии накрыло мощное экономическое цунами. KIA получала отрицательный чистый доход в течение трех последних лет. В июле 1997 года долги составили 5,7 млрд. долл., в связи с чем было принято решение о банкротстве и выставлении на торги. В этом смысле корейский гигант вчистую повторил судьбу DAEWOO. Так, да не так!
○ За право обладать акциями решили бороться многие фирмы, в том числе Samsung, Daewoo Motor и Ford Motor, которая совместно с Mazda уже владела 17-процентным пакетом. Однако KIA досталась Hyundai Motor, предложившему наибольшую цену. Зачем это было нужно Hyundai? Помимо богатого модельного ряда, вместе с KIA пришла привилегия снабжать автотехникой национальную армию. Новые собственники — новая глава.
Улыбка Тигра по-немецки, которая обаяла мир.
○ В результате действий нового руководства марка уже в 1999 г. снова стала прибыльной. Осенью 2000 года образована группа Hyundai-KIA Automotive Group и пошли новинки: модели Optima, Regal и Sorento, седан гольф-класса Cerato.
○ В 2005 году на российском заводе «ИЖ» начался выпуск автомобилей KIA Spectra, через год — KIA Rio, а немного позднее — KIA Sorento. Производство в Ижевске длилось до 2010 года.
○ В 2006 KIA Motors нанимает бывшего дизайнера Audi и Volkswagen Петера Шрайера. Его задачами стали стал поиск уникальной фишки в дизайне, которая сразу бы делала автомобиль узнаваемым и разработка новой дизайнерской идентичности в целом.
На автосалоне во Франкфурте 2007, KIA впервые представила концептуальное спортивное купе Kee. Это был долгожданный дебютный проект, дававший представление о том, каким станет новый дизайнерский язык бренда. Именно в этом концепт-каре впервые и было использовано дизайнерское решение, ставшее характерной чертой всех моделей марки – решетка радиатора «Улыбка тигра» (Tiger Nose).
○ Как получилось подойти к ее созданию?
Шрайер об этом сказал так: «фактически я получил карт-бланш на разработку всего дизайнерского языка бренда. Такая комплексная работа для крупного автопроизводителя выпадает очень редко, это невероятно высокая честь».
○ Говоря о ставшей уже классической «улыбке тигра», он объясняет: «передняя часть автомобилей KIA, их «лицо», напоминает тигра. Тигр – символ силы и ловкости, и это знакомый каждому образ. Должен признаться, что эта идея пришла к нам далеко не с самого начала. Этот образ стал результатом многих часов работы, поиска и создания собственной ДНК KIA, которая была бы по-настоящему уникальна».
○ Глядя на фирменные решетки, так не подумаешь, но Шрайер уверяет, что в основе дизайна лежит «простота прямой линии». Как говорится, мастеру виднее.
○ В 2007 году был презентована новая модель под названием KiA Ceed. Этот автомобиль был задуман специально для европы. И осечки не случилось: как только автомобиль сошел с конвейера и поступил в продажу - заказы свалились со всего мира.
○ С 2008 по 2011 год продажа машин выросла на 80%, -2,5 миллиона штук ежегодно.
○ В 2012 году Петер Шрайер становится президентом по дизайну в компании, став первым иностранцем в высшем руководстве «Kia».
○ 2013 принес урожай наград, среди которых особого внимания заслуживает признание США модели Kia Optima «Международным автомобилем года». Стоит отметить, что годом ранее этот седан стал самым продаваемым автомобилем Kia. Можно сказать, что амбиции компании – «из азии в мир» – реализовались. Элегантный и спортивный седан Kia Optima, перевернул восприятие марки Kia.
KIA удалось принципиально изменить отношение к бренду в самых разных уголках планеты. Улыбка тигра» стала одним из инструментов, которые стали здесь инструментом продаж.
○ Под руководством Шрайера разработаны Kia Soul, обновленный Kia Sportage и
машина, которую знают все, даже поклонники не KIA —Kia Stinger, разработанная совместно с Грегори Гийомом.
Впоследствии ее топовая версия получила двигатель с турбонадувом объемом 2,5 литра и отдачей 300 л.с. Разгон 0-100: 4.9 с. У KIA есть свое пространство для поклонников марки, где можно ознакомиться с ценностями бренда. Находится он в престижном районе Сеула Гангнам, называется BEAT360. По замыслу создателей, пространство позволяет в уютной атмосфере кофейни познакомиться с ценностями бренда и новейшими продуктами Kia. Репортаж оттуда мы обязательно опубликуем, причем такой, который вы больше в сети нигде не найдете, так что становитесь нашими подписчиками.
Kia активно использует нестандартные маркетинговые трюки для продвижения: от Папы Римского Франциска до популярной K-POP группы Blackpink. Первый выбрал автомобиль Kia Soul для некоторых своих поездок по миру. Вторые активно продвигают бренд на внутреннем рынке.
○ В 2020 электрическая версия городского кроссовера Kia Soul EV стала победителем в категории «Лучший городской автомобиль», на конкурсе «Всемирный автомобиль» (World Car Awards).
○ Сейчас компания Hyundai-KIA Automotive Group является пятым в мире по величине автопроизводителем. Она изготавливает более 1,4 миллиона автомобий в год.
○ В 2018 году корейская марка стала вторым брендом по продажам в РФ, после LADA.
○ Таким образом, автокомпания, известная сегодня почти всем в России, использовала для своего могущества все инструменты: и поддержку гос.капитализма и заградительные барьеры и привлечение инвесторов и даже смену хозяина. Чтоб захватить рынок использовали дешевую рабочую силу. А чтоб выйти в топ, не экономили на лучшем мировом топ-менеджменте. Большинство моделей компании до конца 90-х были построены на платформе Mazda, а после — Hyundai.
○ Путь Kia к успеху не был прямой и логичной дорогой. Зато теперь эмблему KIA можно увидеть на каждой трассе.