Найти тему

Афганцы призывают суд не отдавать замороженные активы Центрального банка семьям погибших 11 сентября

Афганцы призывают суд не отдавать замороженные активы Центрального банка семьям погибших 11 сентября
Афганцы призывают суд не отдавать замороженные активы Центрального банка семьям погибших 11 сентября

Защитники интересов афганского народа говорят, что было бы несправедливо и незаконно использовать 3,5 миллиарда долларов из активов Афганистана для погашения судебных долгов Талибана.

ВАШИНГТОН - Афганцы в изгнании призывают федерального судью отклонить попытку родственников жертв терактов 11 сентября конфисковать 3,5 миллиарда долларов из замороженных средств центрального банка Афганистана для погашения судебных долгов Талибана, свидетельствуют последние судебные документы.

В трех документах группы афганцев утверждали, что замороженные деньги принадлежат афганскому народу, а не Талибану. Они представили любое перенаправление средств как незаконное и аморальное в то время, когда экономика их страны разрушается, вызывая разрастающийся гуманитарный кризис и отток мигрантов.

Адвокаты Насира Фаика, дипломата из бывшего правительства Афганистана, который продолжает руководить миссией страны при ООН, несмотря на возражения талибов, написали, что он "полностью поддерживает компенсацию жертвам талибов". Но было бы неправильно брать эту компенсацию из активов, которые, по его словам, принадлежат всему афганскому народу, сказали адвокаты.

"Эта компенсация не может быть получена от афганского народа, который не несет ни моральной, ни юридической ответственности за трагические события 11 сентября 2001 года или другие террористические акты, совершенные талибами", - говорится в записке. Многие афганцы помогали Соединенным Штатам в борьбе с Талибаном, отмечается в документе, утверждая, что афганский народ тоже стал жертвой Талибана.

Возражения афганцев усугубляют дилемму, стоящую перед судьей Федерального окружного суда, председательствующим в этом сложном судебном процессе, судьей Джорджем Б. Дэниелсом из Южного округа Нью-Йорка, который все еще решает, можно ли использовать эти деньги для выплат семьям жертв 11 сентября. В этом ему помогает судья-магистрат Сара Нетберн.

Это дело с высокими ставками связано с необычным зрелищем санкционированной террористической организации, которая захватила страну с помощью военной силы, но не признана ее законным правительством. Дело поднимает новые правовые вопросы, затрагивающие вопросы внешней политики, международных финансов, борьбы с терроризмом и внутренней политики.

Две истицы из группы, возглавившей процесс по изъятию средств, - Фиона Хэвлиш и Эллен Сарацини, потерявшие своих мужей во время терактов, - заявили в своем заявлении, что "наши сердца на стороне афганского народа, страдающего под властью Талибана".

Но, ссылаясь на "власть талибов над всеми аспектами жизни в Афганистане, включая центральный банк", они заявили, что "суд должен применить закон в том виде, в котором его написал Конгресс, чтобы удовлетворить суждения, которые мы и другие справедливо выносили против талибов в течение стольких лет".

Спор о фондах восходит к судебным искам, поданным много лет назад родственниками людей, погибших во время терактов 11 сентября. Семьи подали иски против таких группировок, как Аль-Каида и Талибан, и выиграли их по умолчанию, когда ответчики не явились в суд. В то время судебные решения казались символическими, поскольку не было возможности получить деньги.

Но когда в августе правительство Афганистана рухнуло во время захвата власти талибами, центральный банк страны, известный как Da Afghanistan Bank, или DAB, аккумулировал 7 миллиардов долларов, размещенных в Федеральной резервной системе Нью-Йорка. Поскольку было неясно, кто имеет законный доступ к этим средствам, а санкции запрещали финансовые операции с талибами, Федеральная резервная система приостановила доступ к счету DAB.

В сентябре адвокаты группы истцов по делу Хэвлиша - около 150 человек, связанных с 47 наследствами почти 3000 человек, погибших во время терактов 11 сентября - убедили судью направить маршала США для вручения Федеральной резервной системе Нью-Йорка исполнительного листа, чтобы начать арест афганских средств для погашения долга по судебному решению. Это вызвало ажиотаж со стороны других групп истцов, которые требовали свою долю в фондах.

Администрация Байдена вмешалась, заявив, что хочет изучить этот вопрос, прежде чем сообщать суду, каковы, по мнению правительства США, его интересы. В феврале президент Байден своим указом официально заморозил все средства, а затем выделил половину из них для оказания помощи афганскому народу.

Главный чиновник Госдепартамента по Афганистану Том Уэст позже сказал в интервью на сцене, что администрация считает, что лучшим использованием этих 3,5 миллиардов долларов будет рекапитализация независимого центрального банка и возрождение разрушающейся финансовой системы страны, а не финансирование гуманитарной помощи, такой как продовольствие и медикаменты.

Этот шаг г-на Байдена оставил оставшиеся 3,5 миллиарда долларов на счету центрального банка для родственников жертв теракта 11 сентября, чтобы они могли продолжать добиваться своего в суде. Большинство - но не все - другие группы истцов в конечном итоге согласились поддержать иск группы Хэвлиша в обмен на пропорционально меньшую долю доходов, при условии одобрения судьи Дэниелса.

Но судья еще не определил, могут ли средства быть использованы для этой цели. Администрация не заняла четкой позиции относительно того, что он должен делать.

Согласно закону 1978 года, активы иностранного государства, находящиеся в США, обычно защищены суверенным иммунитетом. Но Конгресс сделал узкое исключение для определенных ситуаций, связанных с терроризмом. Закон 2002 года гласит, что если кто-то получил судебное решение против террористической стороны за террористический акт, то заблокированные активы "любого агентства или инструментария этой террористической стороны" могут быть арестованы для погашения долга.

Закон 2002 года был использован для ареста активов Ирана и Кубы, которые были включены в список государств-спонсоров терроризма. Вопрос заключается в том, подпадает ли афганский центральный банк под этот закон в нынешних обстоятельствах - когда Афганистан не был признан государством-спонсором терроризма, но террористическая группа, находящаяся под санкциями, захватила контроль и стала правительством страны де-факто, не будучи признанной юридически.

Истцы из Хэвлиша утверждали, что банк квалифицируется как агентство или инструмент Талибана, и что передача активов позволит добиться справедливости "от террористической группы, которая взращивала, защищала и поддерживала Аль-Каиду".

Но лидеры афганской организации гражданского общества утверждали, что выплата долгов Талибана из средств афганского народа вместо этого обеспечит косвенное признание "насильственного захвата исламистской группировкой их страны" и "позволит Талибану освободиться от судебного решения против них, не неся карательных последствий выплаты судебных решений".

Хотя шаг г-на Байдена защитил половину активов афганского банка от истцов 11 сентября, тот факт, что он оставил им другую половину для продолжения судебного разбирательства, вызвал резкую критику в Афганистане, а также среди некоторых других родственников жертв 11 сентября, которые возражали против изъятия этих средств.

Unfreeze Afghanistan, американская группа, которая также выступает против передачи денег родственникам жертв 11 сентября, вместо этого выступила за передачу активов центральному банку Афганистана, чтобы он мог возобновить работу банковской системы и экономики в целом, в том числе путем регулярного вливания твердой валюты.

В записке группы предлагалось, чтобы технократы в банке могли сделать так, чтобы валютные вливания помогли афганской экономике снова начать функционировать, не перенаправляя деньги талибам, используя механизмы контроля и переводя средства траншами, подлежащими мониторингу, с прекращением дальнейших переводов, если это произойдет.

Г-н Файк был более осторожен, предположив, что средства в конечном итоге могут быть использованы для рекапитализации независимого центрального банка страны, "когда и как это может быть сделано в соответствии с санкциями против Талибана".

Критикуя шаг г-на Байдена по защите только половины активов банка от судебных исков, в письме девяти бывших женщин-лидеров Афганистана также говорится: "Мы не понимаем, почему эта искомая защита не должна распространяться на все 7 миллиардов долларов, которые были заморожены".

Они добавили: "Эти средства были размещены за пределами страны с единственной целью их защиты, и они необходимы для поддержки афганской валюты. Мы ожидаем, что американские власти, включая суды, защитят активы нашего центрального банка - не только наполовину, но и полностью".