Спускаемся мы с вершины Мамаева кургана. На Мамаевом кургане в 2005 году построен Храм Всех Святых.
Не скажу, что я атеист, но вот не воцерковленная я. Пост не держу, но яйца на Пасху крашу.
У всех нас есть Отец. Каждого из нас Отец учит добру, хорошему и тому, что нужно каждому из нас. Был у меня момент увлечения разными религиями, вырос из курса "История религий". От суфизма, конфуцианства до шаманизма и...
Толчок к этому интересу дал прекрасный преподаватель этнографии ВолГУ Когитин Владимир Викторович. С самой первой лекции. Этнография - это часть исторической науки, изучающая народы, их этнические образования, их происхождение, состав, обычаи и культуру. Когда мы, сопливые первокурсники в самом первом сентябре на самой первой лекции одними из первых слов услышали:
- Поднимите руки те, кто уверен в том, что он чистокровный русский!
Ну мы и подняли. Человек 45 из курса в 50 человек. Не подняли гарантированные два казаха, калмык, немец и грузин Дато. И Владимир Викторович пошел по рядам нас развенчивать... Тёмные глаза, темные волосы, татарские скулы, разрез глаз... От русских не осталось и следа. Двое осталось. Девушка с русой косой да голубыми глазами и такой же голубоглазый парень, только без косы, прошли визуальное тестирование.
Какая она, славянская внешность? А если мы живём в сотне километров от Сарай-Берке (кстати, тоже надо съездить!), столицы Золотой Орды, если наши предки много лет находились под татаро-монгольским игом, как мы можем считать себя исконно русскими?
Ну и... да. Какая из меня вот "исконно русская"? Меня татары за свою принимают. И правильно делают. Скулы, разрез глаз, темные глаза... Кто-то из прапрапрабабушек, похоже, согрешил с потомком Чингиз-хана...
Следующий момент - я родилась и выросла в поселке с многонациональным населением. Примерно половину населения поселка составляли казахи. Со своими верованиями и обычаями и со своей религией. И во мне с детства нет того, что религия казахов или калмыков - неправильная. Казахские дети в свои праздники выносили на улицу угощение для нас, русских детей, У казахов праздник, это правильно, это хорошо. Придет наша Пасха, мы им тоже куличи понесём.
После поверхностного почитывания истории религий в голове у меня устаканилось одно: Бог есть, и он един. Это признают все ведущие религии мира. Ну, за исключением там язычества, шаманизма и им подобных. А можно или нельзя есть свинину - это уже дело десятое.
Не моя мысль, где-то мною услышанная, но очень она мне нравится.
Мне сегодня надо поговорить с Отцом. Очень надо. Я могу ему только позвонить. Есть ли разница, каким сотовым оператором я воспользуюсь? Это важно или нет, МТС или Мегафон помогут мне с Отцом связаться?Главное - чтобы я отца услышала, а он - меня. И к храмам у меня одинаковое уважение. И к православной церкви, и к мечети, и к буддийской ступе. Если мне надо будет обратиться к Отцу, а рядом нет православной церкви, нельзя зайти в хурул? Если не берет МТС, можно позвонить с помощью другого оператора?
Так вот, спускаемся мы с Мамаева кургана мимо Храма Всех Святых по дорожке. Приличненько так отошли, метров триста, наверное, от храма. И слева - две березки, увешанные георгиевскими ленточками.
Санька моя вся встрепенулась:
- Мам, давай я тоже ленточку привяжу! Как будто от нашего деда!
И побежала к березе.
Вот никаких умных мыслей ни у меня, ни у Саньки, клянусь, в этот момент в головах не было. И у тех, кто до нас эти ленточки привязывал, думаю, тоже. В ушах у меня зазвучал голос Зыкиной "Растеёёёт в Волгограде березка. Увидишь - и сердце замрёт."
Вот просто русская березка, свежая, зеленая. На березке - яркие георгиевские ленточки. Просто - красиво. Ну, мне так показалось...
Идём с Санькой дальше. А за нами - верующие из храма. Очень верующие.
И эти верующие нарочито громко говорят, прямо провоцируя нас на беседу. Одна другому громко так, на весь склон:
- С ума посходили! Скоро в язычество скатятся, пням начнут молиться! Деревьям какие-то дары преподносят! А надо - не деревьям, а...
Второй:
- Да это не у язычников, это у кого-то еще, не помню у кого, традиция такая - на всякие деревья тряпочки привязывать! Но вот и вязали бы у себя в какой-нибудь Индии, нечего на НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ Мамаевом курган замусоривать!
Первая снова:
- Так посмотришь на них - вроде б не индусы! Русские же! Православные должны быть! А они в ереси всякие впадают! Их надо за руку брать да в храмы вести, уму-разуму учить, вот спроси у той, у взрослой (это про меня что ли?), ей-то точно уже пора к Богу обратиться, - зачем они это делают?
Ага! Спросите у меня, зачем я это делаю! А еще возьмите меня за руки с двух сторон и потащите в храм.
И я развернулась к этим верующим. Вот просили, блин, меня...
Спрашиваю:
- Разве Мамаев курган у нас ПРАВОСЛАВНОЕ место?
- Конечно, православное! Православный Мамаев курган на православной земле!
- Храм Всех Святых - православное место. У храма мы никаких ленточек не привязываем, уважаем вашу веру. (Вот почему сказала - ВАШУ веру, понятия не имею. Я вообще-то себя ни к индуизму, ни к мусульманству до настоящего момента не причисляла, но тут, что называется, Остапа понесло!) А Мамаев Курган к православной вере никакого отношения не имеет. Православный храм сам по себе, а Мамаев курган - сам по себе. Или День Победы уже не праздник всего российского народа, а православный праздник?
И тут они мне:
- Конечно! Это православный народ одержал Победу! А Вам, бы, милая, для начала не мешало бы поучить историй своей страны!
Чавоооо? Мне? Пусть с незаконченным истфаком универа, но всё-таки... С чего это вдруг верующие стали тянуть одеяло великой Победы на себя?
- А вы сами только с одной стороны Мамаева кургана на него поднимаетесь? Со стороны храма? А с той стороны, где плиты на кургане лежат, не проходили, фамилии на плитах не читали?
Абдиров, Асланов и Нурадилов - православные были? Или мы всех неправославных теперь отсюда уберем и объявим эту землю зоной православия? (Откуда я фамилии помню? А потому, что сколько бы раз в этот день не приходила на Мамаев курган, именно у этих плит собираются представители диаспор. Всегда у этих плит новые венки и живые цветы.)
И тут я соображаю, что у меня в руках - фотография не моего дедушки, а казаха Ускенбаева Мухтара. С написанными фамилией и именем. Родственники деда попросили его портрет пронести. С моим дедом Саня моя идёт. Нет на Мамаевом кургане чужих дедушек. Все они - и казахи, и азербайджанцы, и дагестанцы - НАШИ дедушки. Пусть и не православные вовсе.
Говорю:
- Ну вот я - татарка! Не православная! Мне теперь как, на Мамаев курган вход воспрещен? Или всё-таки допустим мысль, что и Мамаев курган, и весь Волгоград - многонациональная территория, и не всех нужно за руки брать и в православный храм вести?
И думаю - стоп. Надо убыстрять шаг. Я уже к татарам примазываюсь. Иначе сейчас довыясняем отношения, как бы до драки дело не дошло.
И второй первой:
- Ой, не трогай её! Ну раз она татарка (и кивает на портрет казахского дедушки), что с неё возьмешь? Пусть себе идет!
А ничего с меня не возьмешь... Опять у меня пропали желания после таких встреч с верующими в православный храм заходить. Все до одного пропали. Хоть я по документам вовсе и не татарка. Русская. Вроде.