Найти в Дзене
Как на самом-то деле?

Крейсер «Москва». Версии 4

Оглавление

Ракеты ЗРК Форт на крейсерах проекта 1164 Атлант, первым из которых был РКР «Слава», позже ставший «Москвой», заряжены в подпалубную установку вертикального пуска Б-204.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Подпалубная пусковая установка Б-203 на ТАРКР «Пётр Великий»

Ракеты в этой установке находятся в барабанах по 8 шт. Пуск можно произвести только той, которая поворотом барабана подводится к специальному пусковому люку. Американцы через несколько лет после нас приняли на вооружение установку МК41 сотовой схемы. Она оказалась в 2.5 раза легче нашей при тех же 64 пусковых контейнерах и занимает в 1.5 меньше объём. Почему мы не пошли таким путём? Потому что главный конструктор корабля А.К. Перьков, принял решение, что множество люков индивидуально для каждой ракеты ослабят палубу корабля. Он поставил задачу проектировщикам пусковой ограничить количество отверстий, а своим подчинённым – дополнительно усилить палубу, сделать её более жёсткой. Возможно, это впоследствии и стало причиной, что несмотря на бушующий в погребе огненный ад, палуба над ним почти не пострадала. Почему почти? Потому, что то, что большинство читателей считают палубой над пусковой, на самом-то деле являются палубой над коридорами и помещениями по бортам.

Вот смотрите фото отсека на "Петре Великом".

-3

Ещё одно фото от нарушителей дисциплины и режима секретности. Сразу по краю барабана идёт стенка отсека.

Сверху на палубе РКР "Москва" это выглядит так:

Взято на http://otvaga2004.ru/wp-content/uploads/2012/12/otvaga2004_fort_06.jpg
Взято на http://otvaga2004.ru/wp-content/uploads/2012/12/otvaga2004_fort_06.jpg

Вот только то, что покрашено красным и есть крыша погреба.

Края крышек групп барабанов – 4 мощных балки. Они выступают и над, и под палубой. По видимым частям можно предположить, что это - минимум 30-я балка. Посередине под чехлом – заряжающее устройство (траверса). Далее должна стоять заряжающая машина на этом фото она под верхним обрезом снимка и повёрнута, но её штатное место смотрите на фото ниже

Снимок вражеский, нынче можно брать без спросу.
Снимок вражеский, нынче можно брать без спросу.

Этих устройств на фото гибнущего корабля нет, чехлы сгорели или сдуло, а вот на крышках обоих рядов барабанов нагромождение каких-то предметов. Что-то валяется и между барабанами и бортами. (см. схему ниже)

Над каждым барабаном заваренный толстый круглый лист с наварными же малыми кругами, а на них ещё и круглыми рёбрами жёсткости. Видимые поперечные балки точно попадают между барабанами, это значит - образуется прочная рама. То есть решение Перькова о повышении прочности крыши ракетного погреба реализовано полностью, а потом ещё и дополнительно позаваривали всё, что можно. Напомню, что проектирование крейсеров 1164 началось в 1972-м, «Отважный» погиб в 1974-м, а «Славу» заложили в 1976-м. Ясно, что печальный опыт того пожара был учтён. И все эти заваренные отверстия над барабанами – свидетельство половинчатых решений.

Вот как было на «Отважном». Вскрылась палуба над погребом.

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Сорванная палуба – крыша ракетного отсека БПК «Отважный»

Видим, что здесь нет мощных балок, только набор из мелких. Этот отсек наддулся до 3атм, в результате на примерно 85 квадратных метров его крыши давило 2500 тонн, что и привело к её вскрытию. Но на Б-204 имеется 8 пусковых люков диаметром более метра. Видимо их отжало и давление сбрасывалось через них. При этом обечайки люков и сами колодцы действовали как сопла, и факелы шли вверх, поэтому нет следов пожара на поверхности.

Авторство фото указано на нём же
Авторство фото указано на нём же

Пусковой люк установки Б-204

Насчёт «необгоревшей краски над ракетным погребом». Вы что, хотите сказать, что при таком пожаре до ракет огонь так и не добрался вовсе? Пусть не с него началось, но могли ли ракеты уцелеть? Видимо нет. И значит, даже если не с этого отсека началось, пожар в нём был. А целая там краска или она вспузырена не видно. И, кстати смотрите вокруг выходов копоти из иллюминаторов. Возможно, не около каждого было горение, но где-то же было, а почернели только два участка борта – напротив ПЭЖ и кормовой машины и у выхода на палубу около барабана Осы.

«Отважный» меньше «Москвы». В районе ракетных погребов ширины корпусов 15,8 м и 20,8 м. Иллюминаторов в этом месте на БПК нет, а на крейсере есть. Это говорит о том, что на первом ракетный погреб был от борта до борта, а на крейсере по бортам шли коридоры и помещения. И вот они-то и были, видимо, путём распространения ударной волны и огня по кораблю. На «Отважном» проход в корму был возможен под ракетным погребом. Ракеты В-601 значительно короче, чем 48Н6 и были не в ТПК. Чертежа погреба на пр. 1164 мне найти не удалось, есть только макет атомного ударно-разведывательного судна "Урал" пр. 1941, который разрабатывался на базе пр. 1164.

Фото журнала Вестник ПВО. Взято на http://pvo.guns.ru/expo/imds2003_2.htm
Фото журнала Вестник ПВО. Взято на http://pvo.guns.ru/expo/imds2003_2.htm

Подпалубная установка вертикального пуска на макете атомного военно-разведывательного судна "Урал" пр. 1941. Архитектура этой части корабля полностью повторяет архитектуру крейсера пр. 1164

На этом макете погреб от борта до борта, но это ошибка макетчика. А вот то, что он до самого днища – правильно. По бокам отсека проходят две продольные переборки, а за ними главные коридоры и каюты/помещения.

Поперечные переборки, разделяющие корабль на 16 водонепроницаемых отсеков весьма прочные, они являются и элементами силового набора и должны выдержать давление воды, соответствующее осадке при затоплении. Они герметичны. А вот две продольные переборки служат только для усиления корпуса, но герметичными быть не обязаны. Мало того! Они могут быть и вовсе не сплошными. В какую-то рамную, ферменную конструкцию вставлены или не вставлены листы более тонкого металла с необходимыми отверстиями, проёмами и пр. Совершенно очевидно, что для ударной волны такая переборка гораздо слабее, чем поперечная водонепроницаемая.

Взято на сайте http://www.fresher.ru/2012/02/24/odin-den-na-boevom-korable-severnogo-flota/
Взято на сайте http://www.fresher.ru/2012/02/24/odin-den-na-boevom-korable-severnogo-flota/

Коридор на БПК "Вице-адмирал Кулаков". По боевой готовности все двери и люки задраиваются. А в момент катастрофы тревоги не было и они были открыты.

По боевой тревоге все эти двери и люки должны быть задраены. Но видимо на РКР "Москва" этого сделать после взрывов уже было невозможно - здесь невозможно было выжить. Думаю этим и объясняется то, что пожар невозможно было остановить - система орошения не работали из-з отсутствия электроэнергии, а незагерметизированные переборки не позволяли затапливать горящий отсек, это было бы равносильно затоплению корабля.

Поэтому ударная волна и выбивала в первую очередь переборки между ракетным погребом и коридором. А дальше путь свободен! Раскалённые газы неслись в нос и в корму, поджигая всё на своём пути, выдавливая переборки в помещения или проникая в них через незадраенные двери и люки. Обстановка на момент взрыва была спокойная, боеготовности 1 не было, бронедвери коридоров и люки трапов скорее всего не были задраены.

И снова подчеркну – такой пожар отличался бы от пожара в машине огромным количеством продуктов горения. По пробитым коридорам в обе стороны от ракетного погреба шёл постоянный и мощный их поток, способный сбить с ног и сжечь любого. Ракетному топливу не нужен воздух, а жидкому топливу ГТУ нужен.

Посмотрим ещё раз на единственную имеющуюся в распоряжении общественности фотографию. Но в сравнении с тем, что было до катастрофы.

Коллаж автора
Коллаж автора

Итак, вот версия развития событий.

- Началось всё с самопроизвольного или вследствие диверсии запуска двигателя ЗУР 48Н6.

- Пока горела одна, избыточное давление отжало пусковые люки, что несколько снизило его.

фото в свободном доступе
фото в свободном доступе

Старт ракеты SM-2 из установки Mk.41 И ничего не обгорает.

-12

Вот так шла бы струя газов из отжатой крышки пускового люка. Эта крышка на Mk.41 выдерживает 8 пусков подряд.

-13

Вот так выходит из шахты Калибр. Красочка на соседних крышках не повреждается.

Но при этом повредились механизмы открывания люков, заряжающие устройства. В это время началась борьба за живучесть, эвакуация из опасных мест. Видимо именно тогда мичман Ватрушев, получил приказ вывести команду, выполнил его, вернулся в свой отсек, но дальше выход из него стал невозможным.

- С вовлечением в пожар других ракет избыточное давление выбило перегородки в коридор. Ударная волна прошла в нос. Надо понимать, что это была «ударная волна с продолжением». Работающие двигатели обеспечивали мощный непрерывный поток газов, сносящий всё на своём пути. Горит все в этом коридоре. Ударная волна и раскалённые газы проникают в энергоотсек, ПЭЖ, кормовое машинное отделение, батарею АК-630. Ударных волн было множество и по логике следующие должны быть более мощными, так как горящих ракет всё больше. Одна из них через уже разрушенные помещения бьёт в борт. На фото хорошо видно, что ширстрек (верхний пояс борта) выгнут как от удара снизу.

- Ударная волна пошла и в корму. Здесь её добычей стали помещения аппаратной ЗРК С-300 (поз.39), кубрики команды поз.3) – не здесь ли погибли большая часть пропавших без вести?

-14

- Штатного вертолёта на корабле не было, что не исключает наличие в этот момент вертолёта с берега. Скорее всего вертолёт был. Ударная волна, проломив переборку ангара сбросила его с вертолётной на палубу ниже и далее за борт. Об этом свидетельствует разрушенное леерное ограждение на вертолётке и повреждённое ниже. Из ангара струя раскалённых газов выбросила все имущество – оно валяется на посадочной площадке. Что-то улетело за корму, но зацепилось и повисло, видимо какой-то чехол.

- Отсек торпедных аппаратов не поддался огню, но пробило переборку в конце коридора и огонь выходил здесь – почернел борт, обгорели трап и барабан Осы-МА. Чёткая вертикальная граница обгорания на борту получилась из-за того, что здесь выгородка торпедных аппаратов. В ней не горело.

- Все запуски двигателей воспринимались как взрывы, взрываться могли и БЧ ЗУР, в каждой более 100 кг взрывчатки. Более нет отсека, где продолжительное время могли бы гореть и взрываться боеприпасы.

- В результате взрывов, пострадал корпус. Он явно деформирован, но я разошёлся во мнении с экспертом по поводу черной вертикальной полосы на борту. Я считаю, что это трещина. Хотя и не очень в этом уверен. Эксперт утверждает, что это след стекавшей по ватервейсу через шпигат воды. Пусть меня ткнёт носом кто-нибудь более внимательный, но я изучил, наверное, все доступные фотографии, но ни на одной не видел ни ватервейса, ни шпигатов. Ширстрек на этом корабле не выступает над палубой и ватервейс (водопроток вдоль борта) между ним и стрингерным уголком просто не образуется. Соответственно нет шпигатов. Ни бортовых, ни палубных. Просто вижу, как знатоки крутят пальцем у виска - но найдите! Так что эта полоса и может быть следом воды с сажей. В этом месте кнехт и его тумба приварена прямо по контуру борта, видимо уголок здесь имеет разрыв

Такая схема катастрофы отменяет вопросы по «плохому ремонту ГТУ», «преступному приказу адмиралов», одиночному плаванию беззащитного корабля, тем более бред про Байрактары и Нептуны.

Про последние, впрочем, напишу статью для особо упёртых.

#крейсер #москва #нептун #гарпун #с-300 #украина #черное море #спецоперация #пкр #системапво

Часть 1 Часть 2 Часть 3

Все статьи по общественному расследованию катастрофы крейсера "Москва"

1. "Что собой представляла ПВО крейсера "Москва"?"

2. "Нептун, Гарпун и прочие Пингвины"

3. Крейсер Москва. Версии

4. Крейсер Москва. Противоракетная версия

5. Крейсер "Москва". Окончательная версия

Статья "Лучшие материалы канала. Дайджест к юбилею"

-15