Найти тему
Шахтёр

Шахтёр пошутил над своими товарищами. Выехали на-гора белые от сланцевой пыли.

80-е годы, шахта, добычной участок. Заканчиваем лаву, секции заводим под плаху. Монтажники нам смонтировали новую и в качестве предварительного ознакомления отправили туда человека из звена. Отработанную лаву мы передали монтажному участку на демонтаж, сами перешли в новую.

В прежней лаве вентиляционный штрек выходил на поверхность – на дно старого карьера. В начале смены тут мы уходили в шахту и после смены сюда же выходили. В новой лаве штреки нарезаны по классической схеме без выхода на-гора.

Отработали первую смену, пора двигаться ближе к дому. В принципе, блуждать особо негде – выезжай по лентам и только успевай с одного конвейера переходить на следующий. Уголь у нас качали лентами вплоть до гор по наклонному стволу (мы называли его уклоном и никак иначе), электровозной тяги в шахте и скипового подъёма не было вообще.

Прыгнуть на ленту – не проблема. Вопрос – где спрыгивать? По конвейерному штреку посадочных и сходных площадок у нас отродясь никогда не бывало, так как они не вписываются в сечение выработки и мешают доставке по рельсам. Следовательно, на них не было «лапши» («будильников») и концевиков, ленты не предназначены для езды. Не важно, что ленты тихоходные – езда по ним считалась грубым нарушением ТБ и можно было запросто схлопотать «по шапке». Смотря на кого нарвёшься, от этого зависела суровость наказания. Но несмотря ни на что, мы ездили. Ну не пешком же по шпалам прыгать? Нет бы шпалы колотить ровно на один шаг, а то их расставят на разное разное расстояние: в одном месте семенишь малюсенькими шажками, в другом – ступаешь широченными шагами. В общем, по ленте удобнее.

Вперёд пускаем нашего товарища, который раньше нас ознакомился с лавой и, естественно, узнал где спрыгивать с ленты. Звеньевой ему командует:

– Веди нас, «сусанин», к дому ближе.

Товарищ отвечает:

– Прыгайте за мной, не отставайте!

Выехали по штреку, переходим на главный уклон. А там быстроходная лента магистральная тросиковая. Благо, она оборудована площадками посадки и схода.

Наш «сусанин» опять впереди, мы следом за ним. Цепи, за которые подвешен конвейерный став, так и мелькают перед глазами. Из-за высокой скорости ехать на ней впервые малость жутковато. Одно успокаивает – если есть посадочная, то и сходная тоже будет.

Проехали уже приличное расстояние, как вдруг выработку окутало плотное облако из инертной пыли! Толком ничего не видно, замечаю лишь, что над головой мельтешат полки сланцевого заслона. Дышать трудно даже в лепестке! Материмся, кричим от бешенства:

– Какой «тетерев» полок уронил? Перья выдерем и в задницу вставим. Павлин ощипанный!..

Но все полки на месте, нет ни одного опрокинутого. Плотная пыль стеной стоит перед глазами, дальше вытянутой руки – белая мгла. Чёрт, как бы сходную не проехать...

Закончился сланцевый заслон и туман мало-помалу стал рассеиваться. Едем дальше и беспокойство понемногу улеглось.

Протяжённость магистральной ленты изначально составляла 800 метров, сланцевые заслоны располагались на середине конвейера. Спрыгиваем на сходной белые от пыли как пельмени, звеньевой уже набросился с матюками на «сусанина»:

– Тебе зубы жмут?! Проредить надо? Не видно же где площадка!

«Сусанин» лыбится:

– Чего вы испугались? Я же не идиот перед сходной пылить. Я знаю, что ехать ещё далеко...

Пока вышли на поверхность, злость уже прошла и зубы «сусанину» прореживать не стали.

Фото: Александр Наумов. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.
Фото: Александр Наумов. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.

Пока на ленту качала уголь только одна добычная бригада, она работала великолепно. Затем на новый район перевели ещё одну бригаду и лента не выдержала возросшей нагрузки. Порвалась раз, сработали уловители; полотно натянули, завулканизировали. Отработали не долго, порвалась во второй раз. Уловители не поймали обрыв и полная углем лента ушла вниз, собрав в кучу-малу конструкцию конвейерного става и выбило круги арочной крепи. Шахта встала на ремонт. Ждать третьей аварии не стали – ленту разрезали пополам, сделав из одной 800-метровки две по 400 метров. И однажды это сыграло злую шутку с инспекцией. Но это уже другая история.

#шахтёр #лента #конвейер #сланцевый заслон #инертная пыль #история

-3