Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал 3 балета: “Золотой век” о футболистах, “Болт” о заводских рабочих и “Светлый ручей” о балеринах в колхозе.
Но на самом деле, у “Золотого века” даже два сюжета. Первый, на который 23-летний Шостакович писал музыку в 1929 году, действительно о футбольной команде. Приехав на промышленную выставку “Золотой век” в некий капиталистический город, советские футболисты выиграли матч и не поддалась на провокации фашистов и полицейских, в то время как Начальник команды не дал себя соблазнить “буржуазной” танцовщице Диве.
Второй сюжет появился уже после смерти Шостаковича и до сих пор используется в постановках балета. В нём “Золотой век” стал рестораном на юге СССР времён НЭПа, а главной интригой – любовный треугольник между “беспартийной” танцовщицей Ритой, бандитом Яшкой и Борисом (рыбаком и актёром агиттеатра).
В общем, не зря Шостакович считал, что в “музыкальном спектакле главную... роль играет музыка”.
В “Золотом веке” эта роль оказалась такой важной, что произошла исключительная для балета вещь, и один сюжет был полностью заменён другим.
Мы предлагаем послушать музыку из “Золотого века” в виде нескольких номеров балетной сюиты. Можно насладиться саксофончиком в “Адажио” или совершенно безбашенными “Полькой” и “Танцем”, а можно попытаться представить какие-то советско-буржуазные плот твисты, к которым эта музыка подошла бы.
#шостакович #золотой век #русский балет #ссср #советская музыка #советские композиторы #классика #классическая музыка #академическая музыка #балет