Колотушки для выбивания снега
Колотушки для выбивания снега из одежды и покрытия яранги такая нужная вещь, что ей пользуются все и каждый день. Она висит у входа в ярангу, её возят с собой путешественники и пастухи – на поясе или привязывая к саням.
Прежде чем войти в ярангу, а тем более внутрь спального полога, надо тщательно выбить колотушкой снег из обуви и одежды.
Чукотская ли яранга, корякская – снег тот же, и враг тот же – сырость.
«Влезть в полог со снегом на одежде – это совершить бестактность, худшую, чем войти в грязных калошах в культурный дом: снег в пологе – страшное зло, полог и так насыщен влагой от дыхания людей», – сообщает геолог Сергей Обручев в книге «По горам и тундрам Чукотки».
Вечером, когда спальный полог приготовлен к ночи, всё стойбище оглашается короткими ударами колотушек, обивающих одежду. Это продолжается с полчаса – после чего люди входят в жилище; а если уж вошли в полог – то не выходят до утра.
Полог яранги согревается теплом человеческих тел и каменным жирником, там тепло при любой наружной температуре.
Нижние концы полога подогнуты так, что холодному воздуху внутрь не проникнуть – но ночью, во время сна, пары дыхания и испарения тела, не имея выхода, оседают на мехе полога.
Поэтому утром все обитатели яранги должны выйти. Женщины снимают полог и дают ему промерзнуть на снегу в течение одного или двух часов; затем они выбивают иней из меха тяжелыми колотушками, а потом расстилают полог для сушки на земле или вешают его на дереве.
При пользовании колотушкой женщины высоко поднимали её над головой и с силой ударяли по распростертой шкуре. Они действовали попеременно правой и левой рукой, быстро меняя одну другой. Обычно над одним пологом работали две женщины, так как в одиночку трудно управиться с тяжелыми шкурами.
Выбивание полога требует значительной силы и представляло весьма трудную работу для женщин в течение всей зимы. Между тем в холодное время года нельзя не выбивать полога даже один день. Невыбитые шкуры сделаются влажными в ближайшую ночь, с них будет капать испарина.
Снеговыбивалка для покрышек считалась охранителем яранги и висела у входа даже летом.
От холода не защитит и отсыревшая меховая одежда – её сушат вымораживанием и выбиванием.
Колотушки для обивания одежды были тоньше колотушек для выбивания покрытия. Их верхушка могла иметь вид головы – человека, собаки или снежного барана.
Коряки использовали снеговыбивалку в похоронном обряде – ею «стряхивали грехи» с умершего.
Изготавливали выбивалки из дерева или рога горного барана.
Оленеводы шутливо называют снеговыбивалку «чукотский пылесос». Хотите узнать, как он работает?
Заглянуть в нашу ярангу в гости к корякам и камчатским чукчам можно здесь:
Если хотите подробнее познакомиться с традиционной культурой народов Севера – вам сюда 👈
До встречи в яранге, через две недели!
***
Статья публикуется в рамках проекта «ЭТНОплощадка: 50 историй нужных вещей с Натальей Дивниной». Два раза в месяц Наталья Валентиновна увлекательно рассказывает о простых предметах быта народов крайнего Севера. Подписывайтесь, чтобы знать больше о культуре народов России!
#50 историй нужных вещей #культура #кмнс #коренные народы севера #северные народы #камчатка #чукотка #история россии #история дальнего востока #вокруг света