На протяжении всей своей истории НИИОСП им. Н.М. Герсеванова разрабатывал и совершенствовал нормативные документы СССР, России и Москвы в области фундаментостроения и подземного строительства. За 80 лет своего существования Институтом разработаны 7 СНиП, 23 ГОСТов, 3 СП, и все они направлены на проектирование грунтовых оснований для жилых зданий с 20-тисантиментовым осадочным пределом.
Необходимость проектировать грунтовые основания с наиболее полным использованием прочностных и деформационных характеристик подфундаментных грунтов относится к ключевому требованию, которое должно соблюдаться с появлением 1-го нормативного документа по проектированию грунтового основания, введенного в действие в 1948 году.
В СП 22.13330.2011 это требование включалось в п. 4.3, а в сегодня действующий СП 22.13330.2016 оно включено в п.4.4. Если бы эти СП бы размещали ключевые требования в п.1.1 и назывались «Основания зданий и сооружений с наиболее полным использованием прочностных и деформационных характеристик подфундаментных грунтов», то инженеры-эксперты сразу бы могли обнаруживать те нарушения, которые допущены в проверяемых проектах.
Так, например:
1) с нарушением требования п. 4.3 СП 22.13330.2011 в части наиболее полного использования деформационных и прочностных характеристик подфундаментных грунтов запроектировано свайное основание для санкт-петербуржской башни Лахта Центр: проект основания предусматривает осадку 0.15 м, а давление на поверхность основания на глубине 17.0 м даже ниже, чем этот уровень испытывал до отрывки котлована, так как почти все нагрузки от башни воспринимают головы свай;
2) с нарушением требования п. 4.3 СП 22.13330.2011 в части вариантных решений основание запроектировано без сравнения вариантов,
а стало быть, и без технико-экономического сравнения.
2-й вариант – антикреновая составная фундаментная плита, которая могла бы исключить применение свай и систему мониторинга.
Если бы основание проектировалось глубокоосадочным,
тогда бы Гаспрому не пришлось бы тратить деньги на применение свай и системы геомониторинга.
Если, к примеру, текущий крен фундамента с поворотом осуществляется вокруг линии 1-1 по часовой стрелке, то для того, чтобы его обнулить, надо распорными усилиями гидравлических домкратов, вставленных в ниши на стороне с меньшими осадками, клавишные блоки поочередно посадить на горизонтальную плоскость, в какой находится подошва лидирующего в осадке клавишного блока на противоположной стороне. Площадь фундамента не левой стороне уменьшится, вследствие чего увеличится давление на основание левой части и увеличится ее осадка. Крен обнулится только тогда, когда вдавленные домкратами клавишные блоки, после обнуления давлений внутренних давлений в домкратах, вновь начнут воспринимать нагрузки от подвальных стен.
И чем чаще по ходу строительства обнулять текущие крены, или обнулять их по необходимости, тем надежней будет сформировано глубокоосадочное основание, рассчитанное по несущей способности. К сведению, обнуление крена возможно и тогда, когда разность осадок клавишных блоков составит 1.0 мм.
В этом случае среднее давление на сплошное основание будет в пределах 1.2 МПа, а осадка сплошного основания будет иметь околометровое значение, что в разы превышает 15.0 см, на которое рассчитали свайное основание.
Конечно, в пользу второго варианта является существующая железобетонная стена в грунте до глубины 30 м, которая надежно защищает подфундаментный грунт от грунтовых вод, как с боков, так и снизу, за счет глиняного замка, а также после стабилизации неравномерных осадок основания примыкания клавишных блоков к монолитплите и стенам подвалов нужно сделать водонепроницаемыми.
Естественно, околометровые осадки сплошного основания под башней исключает одновременное возведение примыкающего здания.
Но, если применить основание обособленное, осадки могут быть заметровые и без негативного влияния на примыкающее строительство.
Грунтовая прорезка и заполнение прорезей пластичными материалами должна осуществляться с применением струйного оборудования «Струя 25», «Струя-30 или «Струя 60».
Согласно теории сравнительности лучший вариант можно найти, если сравнивать его с остальными. Естественно, в данном случае лучшим вариантом будет вариант 2.
Очевидно, что 2-й вариант все минусы 1-го варианта превращает в плюсы. Кроме того, при 2-м варианте значительно снижаются объемы земляных работ при отрывке котлованов, а также затраты при привязках типовых и повторно применениях проектных решений к новым строительным площадкам.
Обычно меня спрашивают: где же применялось антикреновое строительство в России. Ответ простой. В домостроение нигде, но в ближайшее время антикреновая технология найдет широкое применение в судостроении.
В России создали новую систему исключающую качку на корабле
Российская компания «МСС» в июле этого года объявила об успешных испытаниях новой антикреновой системы, которую предполагается устанавливать на отечественных кораблях. Данную систему можно будет установить в любое существующее судно.
Система компенсации крена создает искусственную качку для освобождения судна во льдах, снижает качку в открытом море и стабилизирует судно при погрузочно-разгрузочных работах. Изделие создавалось по программе импортозамещения в инициативном порядке и уже заинтересовало заказчиков. Впервые разработчики представили систему на выставке «Нева» в сентябре 2017 года.
Что может система?
Эта система способна компенсировать крен при погрузке или разгрузке на морских судах (загрузка корабля будет происходить быстрее, так как не надо будет бояться наклона корабля при начальном распределении груза) и стабилизировать суда в условиях качки в открытом море. Помимо всего этого, инженеры заявляют, что новая система сможет сама создавать искусственную качку, что облегчит ход корабля при движении во льдах (корабль раскачивается осуществляя наваливание на лёд, что позволяет продвигаться по льду и выбираться из ледового плена при необходимости).
Стоить отметить, что и крен, и качка могут негативно отражаться на работе экипажа, нарушать функционирование различных устройств, а также замедлять движение самого корабля и снижать его устойчивость к опрокидыванию. С новой установкой работа корабля заметно улучшится.
Как работает новая система?
Установка состоит из цистерн, соединенных между собой большими трубами, которые будут заполнены жидкостью. В зависимости от уровня качки в одну из цистерн будет нагнетаться воздух под высоким давлением, при этом из другой этот же воздух откачивается, создавая вакуум, за счет этого большой объем воды будет вытесняться в соседнюю цистерну за очень короткий промежуток времени. Системой управляет компьютер, определяющий точное положение судна в пространстве.
В чем уникальность системы?
Уникальность системы в том, что она может работать, когда судно стоит. Все ранее созданные до этого системы могли работать только тогда, когда корабль осуществлял движение. В небольших судах это были активные успокоители качки на основе рулей. В больших судах применяют активные гироскопические системы.
Подобная же система на данный момент стояла только на корабле «Академик Ковалев» проекта 20180 «Звёздочка». Но там насосы перекачивали воду, а не воздух и из-за низкой скорости их работы система иногда не успевает срабатывать при частом волнении.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/xdey/v-...-5b7d11a11cf8d100a8fbc99a?from=feed
Все то, что выделено жирным шрифтом, обязано быть использовано и в строительстве. Сначала надо освоить управление кренами в ручном режиме, а в последствии – и в режиме автоматическом.
Появилось сообщение о том, что в российской столице могут появиться новые сверхвысокие небоскребы. Объекты предполагается возвести на территории ММДЦ «Москва-Сити. Отдельные граждане считают, что архитектурный облик ММДЦ уже оформлен и нет смысла перегружать его «лишними» строениями. Главный аргумент— слишком плотная застройка. Появление очередного гиганта лишь ухудшит ситуацию. В этом есть «железная» логика: трудно представить, как бы смотрелась панорама Москвы, если бы на месте ММДЦ располагались все сталинские высотки.
С применением обособленных оснований и клавишных фундаментов каждый новый небоскреб в Москве или в других российских городах будет смотреться на фоне неба и притом со всех сторон.