Такая наука как кораблестроение насчитывает уже тысячи лет, и уж, конечно, за этакое время появилось множество самых разных интересных проектов. Но один из самых интересных, я бы даже сказал безумных, начал реализовываться британцами в ходе Второй мировой войны.
Итак, в начале войны немецкие подводные лодки действовали против британских кораблей так эффективно, что серьезно осложнили им жизнь, можно даже сказать, что они частично отрезали страну от остального мира. Например, добрая часть конвоев из США до Британии просто не доходила. Кораблей для охраны конвоев не хватало, а прикрытия с воздуха не было, потому что самолеты имеют ограниченную дальность. Проблему могли бы решить авианосцы, но ведь это масштабные и очень дорогие проекты, на которые нужно множество ресурсов, а их тоже не было. И тут один из инженеров, некий Джеффри Пайк, предложил странную идею - строить авианосцы из льда. К удивлению, эта идея не только не была высмеяна, а на нее даже были выделены средства.
Пайк предложил перестроить в авианосец (он назвал его "Хабаккук") обычный айсберг нужных размеров. Он хотел спилить у ледяной глыбы верхушку, дабы выровнять поверхность для взлетно-посадочной полосы, встроить в нее двигатели и другие системы, которые были необходимы для управления. Однако очень быстро проведенные опыты показали, что из природного айсберга сделать корабль не выйдет, потому что большая часть его спрятана под водой, и если спилить при этом верхушку, то устойчивость и баланс просто теряется. Кроме того, природный лед - довольно хрупкий стройматериал при определенных работах, и при установке, например, двигателей, по нему распространяются трещины. И, наконец, лед тает, а в определенных водах тает еще и быстро. Таким образом, изначальная задумка инженера Пайка провалилась.
Однако от самой концепции такого авианосца не отказались. Инженер придумал новый материал, который назвал пайкеритом - это смесь льда и опилок, смешанная в пропорции 86% к 14%, куда более прочная, чем просто лед. По прочности пайкерит был примерно как бетон с армированной проволокой, что уже позволяло вести из него вполне нормальное строительство. Кроме того, пайкерит имел лучшую плавучесть.
Дальше британцы придумали и проект корабля, который должен был быть построен из пайкерита. Для начала решили соорудить прототип, длина которого равнялась 18,3 метрам, а ширина 9 метрам. Он был сделан из досок, которые потом обшили блоками пайкерита. При этом в корабле проложили и трубы, смонтировали морозильные установки и т.д. Примечательно, что эти работы проводились не в Британии, а в Канаде, на озере Патриция, так как климат у британцев дома был недостаточно холодным для постройки таких кораблей. Спустя 2 месяца работы над прототипом были закончены, а после признаны успешными.
Проект возводили в 42-м году, но уже вскоре, в 43-м, требования военных моряков к авианосцу выросли, причем довольно серьезно. Если в самом начале планировалось создать корабль для приема истребителей и небольших бомбардировщиков, то теперь военно-морское ведомство требовало, чтобы авианосец принимал и самые тяжелые бомбардировщики, которые стоят на вооружении Британии. Кроме того, Адмиралтейству было нужно, чтобы на авианосец мог противостоять торпедным атакам. Были вопросы и к двигателю, и ко многим другим вещам, которые хорошо работали на макетах и в расчетах, но под эти новые требования вообще никак не подпадали. Инженеры высчитали, что если строить из пайкерита проект корабля по новым стандартам Адмиралтейства, то это уже будет не авианосец, а эдакий плавающий остров с водоизмещением минимум в 2,2 миллиона тонн воды.
В общем, к концу 43-го года даже самые упрямые поняли, что проект такого масштаба из пайкерита реализовать не удастся. Одни проблемы постройка корабля из такого экзотического материала, конечно, решала, но при этом создавалось множество других проблем. Выяснилось, что пайкерит был сильно прочнее льда, не сыпался и не крошился, однако он прогибался под тяжелым весом и деформировался. Для того, чтобы ледяной авианосец хоть как-то функционировал, на нем должна была быть определенная температура не ниже -16 градусов, что, естественно, требовало целой системы трубопроводов, холодильных установок и т.д. И если изначально задача при постройке корабля была сэкономить, то в процесс стало понятно, что даже если строить его из льда и опилок, то в конечном итоге он дешевле не станет, ибо потребуется устанавливать много дополнительного оборудования. Кроме того, даже в самых смелых заявлениях срок постройки такого корабля был обозначен - минимум несколько лет. Но даже к концу 43-го года ситуация уже стало сильно меняться, и надобность в таких кораблях у британцев сама собой отпала. Так проект безумного ледяного корабля и канул в лету.
Что касается построенного на озере Патриция макета корабля, то он так и остался стоять там, постепенно разрушаемый временем. Учитывая, что климат в тех местах был довольно суровый, то рушился корабль довольно долго, и без всякого поддержания температур и прочих веще простоял целых 3 года. Сейчас о нем напоминает только мемориальная доска, да деревянный остов, который опустился на самое дно, и который стал эдакой достопримечательностью у экстремалов-дайверов.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.