Конфликты в коллективе, уход ценных сотрудников, игнорирование указаний руководителя – признак того, что у управленца слабо развит эмоциональный интеллект. Он неспособен осознавать не только чувства и эмоции других, но и собственные. Не умеет справляться с негативом, и соответственно, подчиненные тоже неспособны этого делать.
У многих возникает убеждение, что лидер непременно должен быть спокойным и отрешенным. Но это не так! Волнение, тревога, страх и грусть – состояния, которые присущи любому человеку, в том числе – руководителю. Другое дело, как он с ними справляется. Ведь от того, насколько развит эмоциональный интеллект, напрямую зависит эффективность труда в целом.
Есть мнение, что эмоциональный интеллект закладывается природой. И если «не дано» – не стоит и пытаться. Но это неверно: развить это качество можно так же, как и любое другое. Главное – иметь желание и быть готовым к длительной и кропотливой работе над собой.
Осознаем проблему и ищем пути решения
Нередко принятие решения или совершенное действие сопровождается душевным дискомфортом. Если это происходит – анализируем ситуацию. Пишем на листе бумаги суть проблемы и обстоятельства, которые к ней привели. А рядом отмечаем все возможные пути ее решения. Все, что приходит в голову.
Это позволит смоделировать ситуации, которые могут возникнуть в будущем и принять решение быстрее, взвешенно и без неприятного «осадка».
Управляем эмоциями
Психологи уверены: управлять своим эмоциональным состоянием на 100% невозможно. Но вот контролировать эмоции, не выплескивая их на коллег и подчиненных под силу каждому руководителю! И поможет обычный дневник, который нужно вести регулярно.
Важно записывать то, как вы ведете себя в порыве злости, в моменты радости и в периоды уравновешенного состояния. Попытайтесь определить причины, которые выводят вас из себя. Причем делать это нужно в спокойной обстановке, когда эмоции уже улеглись.
Ваша цель – научиться сохранять самообладание в сложных ситуациях, уметь подбадривать себя и подчиненных. И понять, как можно повлиять на свое состояние, чтобы контролировать себя в любой ситуации.
Ищем стимулы
Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом четко знает, чего хочет и он сам, и его коллектив. И если с этим есть проблемы, важно сначала разобраться со своими личными потребностями. Только после нужно искать рычаги воздействия на уровень мотивации подчиненных.
Развиваем эмпатию
Большинство воспринимает эмпатию только в виде сочувствия. Но для руководителя это умение проявляется в возможности предвидеть как его действия или слова воспримет коллектив. Это очень важный навык, позволяющий реализовывать задачи максимально эффективно и без негатива.
Что для этого нужно? Регулярно проводить анализ реакции коллег и исходя из результатов, корректировать стиль поведения в конкретных ситуациях.
Работаем над коммуникативными навыками
Лучший способ найти общий язык с подчиненными – убрать претензии и воспринимать людей такими, какие они есть. Важно помнить, что люди, в том числе и мы сами, далеки от идеала. Больше общайтесь с глазу на глаз, минимизируйте контакты по электронной почте, телефону и мессенджерам.
Разумеется, есть срочные задачи, которые допускают такой способ коммуникации. Но при любой возможности пообщаться лично – делайте это. Только живое общение позволит лучше узнать людей, почувствовать их настроение и наладить атмосферу в коллективе.
Уважаемые коллеги, вы способны влиять не только на своих подчиненных, но и на развитие медицины в целом. В Национальной Ассоциации управленцев сферы здравоохранения вы найдете не только единомышленников, но и инструменты, которые помогут менять медицинскую отрасль. Переходите сюда, чтобы узнать, кто и как может стать членом Ассоциации.
Читайте ещё: