Ранее я уже рассказала немного о скифах и их соседстве с греками, теперь поговорим о сарматах.
Господство скифов сменилось господством сарматов, но быт народов, сменявших друг друга, оставался прежним. Сарматы как и скифы разделялись на кочевых и земледельческих, на господствующих и тех, кто подчиняется. Но были и особенности у сарматов, главная из которых состояла в том, что женщины обладали большой силой, храбростью и не уступали мужчинам в бою.
На вид сарматы были белокуры, носили длинные волосы и бороду, покрывали тело узорами и любили широкую одежду.
Основная их часть вела кочевой образ жизни, не умея сражаться пешком, но на лошадях им не было равных. Эти воины отличались жестоким нравом и свирепостью, поклонялись мечу, по другим источникам огню и приносили в жертву лошадей.
Сарматы, или савроматы как называл их Геродот, становятся знаменитыми в начале христианского летоисчисления, когда римляне заняв Фракию и берега Дуная приобрели для себя "несчастное соседство с этими варварами". Именно с этого момента римские историки неустанно рассказывают о племенах сарматов, сильнейшими из которых были языги на западе, в нынешней Бессарабии и Валахии, от части в Венгрии, и роксоланы на востоке - между Доном и Днепром. К сожалению, географы сделали огромную ошибку рассказывая о территориях тех лет и назвав территории занимавшие обширную часть Азии и Европы, от Черного и Каспийского моря до Германии с одной стороны, а с другой стороны до самой глубины севера - Сарматией, тем самым объединив племена роксолан и языг в общее сарматы, слив тем самым истории этих племен воедино.
Роксоланы утвердились в окрестностях Черного и Азовского моря, а языги перешли на берега Тисы и Дуная в Дакию. Бесстрашные воины не боялись тревожить покой римлян, тем самым на протяжении долгого времени устраивали варварские набеги, разрушали все на своем пути в том числе и развитие, общность и становление государства римского. Роксоланы одержали верх над римскими когортами в Дакии, а это были одни из главных подразделений римской армии. Языги, тем временем, опустошали Мизию. Военное искусство римлян, следствие непрестанных побед в течение восьми веков, осаживало варваров, но Рим утратив гордость, изнеженный роскошью и гражданской свободой, не стыдился золотом покупать дружбу сарматов. Тацит именует язигов союзниками своего народа, и сенат, решивший прежде судьбу великих государей и мира, с уважением встречал послов народа кочующего.
Маркоманнская война, в которой сарматы присоединились к германцам, имела печальные для них последствия. Побежденные Марком Аврелием, они утратили былую силу и не могли уже быть завоевателями. Но по прежнему кочуя, еще очень долго беспокоили римлян набегами на юге нынешней России и на берегах Тибиска, или Тисы.
Источник:
Н. М. Карамзин "История государства российского"
С. М. Соловьев "История России с древних времен"