«Естественный» и «Искусственный» курс рубля – миф современной экономики.
Что такое «Естественный» курс рубля? Если задать интернете этот вопрос, то высыпают статьи о дефолте рубля (ну, а что же ещё?), а при замене «рубля» на валюты получаем:
Валютный курс как экономическая категория представляет собой цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Он является объективным экономическим показателем, который отражает тенденции внутреннего экономического развития данной страны и состояние и перспективы внешнеэкономических отношений. Если основные характеристики каждой валюты формируются в рамках национальных хозяйств, то их количественное соотношение происходит во внешнеэкономической сфере.
Курс национальной валюты к иностранной определяется и устанавливается через валютные котировки.
Факторы, влияющие на валютный курс:
• Темп инфляции
• Состояние платежного баланса
• Разница процентных ставок в разных странах
• Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции
• Степень использования определенной валюты на еврорынке и международных расчетах
• Ускорение или задержка международных платежей
• Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках
Более народное определение «Естественного» курса это курс, определяемый спросом и предложением с учетом развитости (силы) нашей экономики и политической ситуации страны. В самом деле, зачем нам валюта? – чтобы купить импортные товары и услуги. Но где мы покупаем валюту? В банке. А банк? – на бирже. Отсюда первый вывод: не мы, а банки определяют курс. А кто продаёт валюту на бирже? – предприятия экспортеры. Т.е., чем больше продадим товаров, тем больше заработаем валюту и тем больше её будет на бирже, а значит, при том же спросе она будет дешевле? Нет, совсем нет, абсолютно нет. Возьмём Газпром. Он продает газ внутри страны и на экспорт. Внутренней выручки достаточно для всех его внутренних расходов, а это значит, что для зарплаты или чего-то ещё ему не надо продавать валюту. Исключение – уплата налогов. Но и это в значительной степени (а может и на 100%) в следствии недостаточной финансовой эффективности, финансовой дисциплины. Но не об этом сейчас. Важно, что ему нужно продавать только при уплате налогов, а это не совсем (или совсем не) отражает экспортный успех компании. Так дела обстоят со всеми крупными экспортерами.
Отсюда второй вывод: указ президента о 80 или 100% продаже выручки – это не искусственное регулирование, а наоборот, приближение курса к отражению «естественного» положения дел в экономике. Но вернёмся к бирже. Там торгуют не только банки и экспортёры, но и спекулянты, которым плевать на курс. Им важны его колебания. Они зарабатывают на этом. Среди спекулянтов не только частные «инвесторы», но и фонды, специализированные компании и банки. Как отличить банки от банков спекулянтов? По целям – при закупке валюты для закупки валюты с целью продажи населению и выдачи кредитов покупается необходимый и реальный объём денег, а для спекуляции нереальный объём, который тут же и продаётся. Что за нереальный объём? – обязательства купить (продать) объём денег по итогам сделки. Для этого используется кредитное плечо, которое может быть 1:10 или 1:100, т.е. реально вы не имеете этой суммы, а гораздо меньше и зарабатываете (теряете) свой процент на колебании курса. Большую часть игроков (денег) составляют игроки на курсе, а не экспортеры. Их процентов 80. И все они играют с использованием кредитного плеча, т.е. «увеличивают» денежную массу в разы. В итоге выходит, что при определении курса валюты значение экспортеров в пределах погрешности. Отсюда третий вывод: не закупки банков для перепродажи населению и компаниям и выдачи кредитов определяют курс, а биржевые спекулянты.
Как там сказано про факторы, влияющие на валютный курс: темп инфляции, состояние платежного баланса, разница процентных ставок в разных странах, степень использования определенной валюты на еврорынке и международных расчетах, ускорение или задержка международных платежей, степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках? Наплевать и забыть. Только один показатель реально влияет на биржевой курс - Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Всё остальное вторично. С началом СВО у нас сначала подскочил курс доллара, а потом пошла вверх инфляция, которая в разы опередила рост курса. А степень использования определенной валюты на еврорынке и международных расчетах годами был возле 0 и, главное, эта степень никак не менялась, а курс колебался. Степень доверия к валюте на мировых рынках не может быть больше 0 при отсутствии торговли с другими странами в рублях по определению. Степень доверия к валюте на национальном рынке особого значения не имеет, т.к. объёмы покупки продажи населением валюты несопоставимы с объёмами торгов на бирже.
Да, все эти факторы играют роль в определении курса валюты, но до тех пор, пока нам это позволяют главные биржевые спекулянты, пока нужна стабильность в определённом секторе. А когда ситуация меняется, то курс легко обвалить и меры, предпринятые Путиным по стабилизации национальной валюты, не делают его «искусственным», а наоборот, заставляют его точнее отражать реальное положение дел в экономике, т.е. быть более «реальным», убирая спекулянтов из определения цены валюты. По той же причине европейские энергетические компании выступали против биржевого формирования цен на энергоносители. Они просили хотя бы ограничить круг участников только продавцами и покупателями. И да, с развитием нашей экономики снижается потребность в валюте, а значит её курс и при более «естественном» механизме формирования не точно отражает положение дел в экономике, и точен классик, говоря:
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.