Монтессори-метод – это программа психолого-педагогической помощи, позитивной социализации и одновременно индивидуальной социализации каждого ребенка.
Ну и конечно же – монтессори-педагогу приходится сопровождать ребенка на пути развития, адаптации к жизни в обществе и помогать ему осваивать мир теми способами, которые он выбирает самостоятельно.В этом случае речь идет о целостной образовательной системе, которая представлена как прописанные положения (о процессе развития человека и факторе влияния на него). Целью работы детского сада по программе Монтессорри является создание оптимальных условий для развития ребенка и адаптации его в обществе.В основе концепции монтессори – педагогики лежит положение о детстве как особом этапе в жизни человека. Если в авторитарной модели воспитания ребенок воспринимался как маленький копией взрослого и считалось, что его нужно обучить следовать некоему общественному образцу (общественному мнению), то в гуманистической педагогике все дети — уникальные субъекты образования.Для работы в монтессори-сады набираются воспитатели, прошедшие повышение квалификации по программе «Монтессори-педагогика». Роль педагога таких садах отводится активному наблюдению за детьми, выявлению их актуальных интересов и тактичному предложению материалов и упражнений. Педагоги способствуют бережному развитию умений детей, знают о психологических особенностях периода раннего детства. Роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку сделать что-то самостоятельно. Помощь заключается в подготовке предметно-пространственных условий для овладения тем или иным умением. Это положение методики Монтессори активно используется в домашнем обучении.
В монтессори-группах, те действия с предметами, которые в традиционных садиках часто считаются потенциально опасными для детей или нарушающими «рабочую» тишину, расцениваются как необходимые к изучению и освоению. Если ребёнок хочет провести опыт со стеклянными сосудами — разрешается, он научится обращаться с ними бережно, а если разобьёт — во-первых, на своей ошибке получит представление о хрупкости стекла, во-вторых, потренируется аккуратно убирать осколки. Ребёнок передвигает стул во время занятия, шум мешает другим детям — наглядный пример для малыша, почему надо соблюдать тишину в учебном помещении, и стимул тренироваться, в следующий раз он передвинет мебель тише.
Благоприятная пространственная обстановка – это один из ключевых моментов в процессе раскрытия потенциала ребенка. В подготовленной среде монтессори-сада – предметное и социальное окружение с присутствием посредника. Зона для занятий должна быть светлой и достаточно просторной.Мебель и оборудование в монтессори-классе подбираются с учётом роста детей. Материалы для изучения располагаются на уровне глаз ребёнка — создаётся стимул к самостоятельному изучению. Развивающие материалы представлены в единичном количестве, чтобы создать возможность формирования правильных взаимоотношений внутри группы (умение просить и договариваться, сотрудничать, ждать). В помещении есть комнатные растения, дети заботятся о них (поливают, рыхлят почву, протирают или опрыскивают листья). Обязателен свободный доступ к воде и удобство пользования раковиной и туалетом.