Доброго дня, братья и сестры. Предлагаю разбор части одного видео одного опального политика. Сразу скажу, его политических воззрений в этом разборе видео и в других идей тоже касаться не буду. На это есть другие люди.
И-так, Алексей Навальный. Фигура противоречивая и неоднозначная. Специализируется на критике власти, общественных, политических деятелей и духовенства (исключительно Русской Православной Церкви). И это не удивительно, люди такого типажа любят нападать на тех, кто ответить силой не сможет и не захочет. Именно поэтому, вы особо не встретите видео с Навальным, критикующего мусульманских, иудейских лидеров, пасторов сект и прочих духовных лидеров. Я, по крайней мере, не встречал такие. В данном случае, наш брат во Христе, Алексей не совсем корректно отозвался о Церкви, а точнее, о чудесах в Церкви, которые не часто, однако случаются по Божьему произволению, о памяти и о честных останках человека, прожившего жизнь благочестиво, в Боге, отрекшегося от этого мира, "отдав все свое имение и последовавшего за Христом" и много потрудившегося на благо государства, простых людей и сделавшего много для Церкви. Этим человеком является Иннокентий Михайлович Сибиряков, в монашестве схимонах Иннокентий. Меценат, благотворитель и золотопромышленник конца 19-го века, человека с большой буквы, человека - примера для всех нас. Честно, ранее об Иннокентие Сибирякове я ничего не знал. Только посмотрев видео Навального изучил этот вопрос и узнал подробнее о личности мецената.
Политические взгляды Навального можно принимать или отвергать. Их правдорубством можно восхищаться или презирать. Дело каждого. Но его, не побоюсь, не совсем правдивые и острые взгляды и речи на Православную веру и Церковь, духовенство и монашество, таинства Церкви и чудеса могут смутить и соблазнить людей, в том числе и верующих. Разберем его видео, где автор, в свойственной ему манере, критикуя власть и коррупцию, как бы задевает и прибавляет сюда Церковь, намекает нам на сращивание светских и церковных структур, на совместное прогнивание государственного и церковного руководства, но переходит к явному глумлению над схимонахом Иннокентием, его памятью, почитанием и его честными останками, обычаями и традициями захоронения иноков афонскими монахами, в частности Андреевского скита на Афоне, а значит это касается и оскорбляет и нас, православных верующих. Но в какой манере. И как он это делает! Разберемся.
В одном из своих видео Навальный рассуждает на тему того, что власти опять отмывают деньги на госзакупках (В данном случае на съемках и показе фильма: "Иннокентий Сибиряков... Помогите мне... Я страшно богат"). Опустим всю его риторику относительно властей, коррупции и прочего "хлеба" Алексея Навального. Проанализируем удивительное издевательство, насмешки и глумление над памятью схимонаха Иннокентия, в миру Иннокентия Михайловича Сибирякова, величайшего мецената и благотворителя Российской Империи может быть всего 19-го века.
А так же проанализируем насмешки Навального в отношении традиции погребения афонских иноков.
Даже заставка видео уже обличает содержание этого видео.
Уже заставка видео (на фото выше) говорит о его кощунстве над честными останками (черепом схим. Иннокентия). Почему это именно кощунство ясно из определения и понятия этого слова.
Святота́тство (также кощунство, лат. sacrilegium) — оскорбление, осквернение святыни, язвительные насмешки, издевательство, неуважение к правилам жизни или обрядам христианства.
В Данном случае, это уже насмешка и неуважение к честным останкам схимонаха Иннокентия. Навальный будто в образе властелина предстал.
Для справки: Иннокентий Михайлович родился 30 октября 1860 года в семье купца I гильдии из Иркутска, был успешным коммерсантом своего времени. Активно жертвовал на развитие науки, образования, медицины, биологии, на Православную Церковь, приюты, дома милосердия, на развитие литературы.
Биографию схимонаха Иннокентия можно почитать по ссылке. Так же рекомендую книгу "Благотворитель Иннокентий Сибиряков"
В своем видео (ссылка) Алексей Навальный в ироничной форме сначала раскритиковал сам фильм "Иннокентий Сибиряков..Помогите мне... я страшно богат" (не вопрос, право имеет, это его личный отзыв), однако довольно иронично высказался про благотворительность схимонаха Иннокентия, про обычай захоронения афонитов (кратко: на Афоне земля в дефиците и тела монахов, после 3 лет в земле выкапываются, если кости имеют желтоватый оттенок, то по традиции монастыря их отправляют в костницу, где покоятся черепа и кости всех монахов, подробнее про погребение монахов можно почитать здесь), про благоухание и мироточение черепа схимонаха Иннокентия (Навальный в этом сомневается, вот и высмеивает), а так же проявляет откровенный стёб над чудесами в Православии (сравнивая их с фильмом "Игра престолов", и утверждая будто в фильме, а значит и в биографии схимон. Иннокентия чудес больше, чем в Игре Престолов, что неуместно, сравнивать благодать Духа Святого с демонической выдумкой и извращением западной культуры). В игривой форме Навальный смеется, если мы будем делать дела милосердия то наши черепа так же будут благоухать. Кощунство чистой воды!
РПЦ планируется прославление схимонаха Иннокентия в лике святых преподобных или бессеребренников.
Собор должен был рассмотреть канонизацию в 2018 году, однако, решение принято не было.
Важно рассмотреть дела схимонаха Иннокентия, так как его пожертвования и благотворительность громко говорят о нем и его дела идут впереди него и возглашают о его милосердии.
Важно отметить, что многие здания и объекты пожертвований Иннокентия Сибирякова до сих пор служат нашему народу.
Постараемся примерно перевести курс рубля конца 19-го века и современного. Ясно, что расчет приблизительный, однако это будет хоть какое-то представление о масштабе меценатства И.М. Сибирякова. Применим, так называемый, "хлебный метод", хлеб имеет более менее ровную цену и по регионам колебания цены незначительно. Как универсальное мерило для нас. По разным оценкам, батон хлеба стоил примерно 7 копеек в середине 1890-х годов. Сейчас возьмем цену буханки хлеба для Центральной России за 50 рублей в 2022 году. Выходит, математически, 1 рубль 19 века это: (на 1 рубль 1890-х можно было купить 14 буханок, сейчас 14 буханок стоят 700 рублей из расчета цены 50 рублей, значит соотношение 1:700)
Известные пожертвования И.М. Сибирякова:
1.10 тыс здание высших женских курсов, Санкт-Петербург, 10-я линия 33. Сейчас эта сумма 7 млн.
2. Иркутский театр. Пожертвование 30 000 рублей. Сейчас эта сумма 21 млн.
3. Музей г. Минусинск. Пожертвование 9 000 руб. Сейчас эта сумма 6.3 млн.
4. 50 000 руб. на женский мед институт, сейчас мед университет им. Павлова и 74 тыс. семья Сибиряковых. Сейчас эта сумма 35 млн.
Это далеко не полный перечень благотворительности И.М. Сибирякова. Суммы внушительные!
5. Экспедиция Потанина в провинцию Сычуань, Китай 10 000 руб. Сейчас эта сумма 7 млн.
6. 70 стипендиатов по 100 руб в год, итого 7000 руб в год. Сейчас эта сумма 4.9 млн.
7. Томская библиотека, современный адрес: Томск, ул. Ленина 111. 4 000 руб и 250 руб. на книги. Сейчас эта сумма 2.8 млн.
8. Библиотека им. Шишкова Барнаул 1800 руб. Сейчас эта сумма 1,260 млн.
9. 600 000 руб потрачено на поддержку изданий, не приносящих доход, но имеющих крупное научное значение, например: Межова, Потанина и др. Сейчас эта сумма 42 млн. Не зря И.М. Сибирякова называли другом литераторов и науки. Он поддерживал и такого известного писателя Тургенева.
Если бы не пожертвования, мир возможно никогда бы не прочитал "Отцы и дети"
10. Свыше 420 000 руб. страховой фонд рабочих золотых приисков, в случае смерти на производстве, выплаты получала семья рабочего. В нынешнее время такую заботу редко кто из собственников бизнеса проводит. Безусловно, есть такие примеры и ныне. Сейчас эта сумма 29.4 млн.
11. Пожертвование дома П.Ф. Лесгафту стоимостью 150 000 рублей и 200 000 руб. наличными на биологическую лабораторию. Сейчас эта сумма 24.5 млн.
12. Библиотека в городе Ачинске. Жертва 1 000 руб. Сейчас эта сумма 700 000 руб.
13. Пожертвования на Церковь:
А) на церковь преп. Михаила Клопского в богодельне М.А. Сибирякова.
Б) строительство храма в честь Казанской Иконы Божией Матери в Иркутске. Пожертвование 1 500 рублей. Сейчас эта сумма 1,050 млн!
В) пожертвование через отца Давида Мухранова 2.4 млн. руб. для Санкт-Петербургского подворья Андреевского скита, а так же на строительство в самом скиту на Афоне. Сейчас эта сумма 1.680 млрд. Миллиарда! Не миллиона!
Особенно усердствовал схимонах Иннокентий об устройстве Андреевсеого скита на Афоне. Где потом и подвизался. Действительно это были "инвестиции в вечное спасение"
Г) На Угличский Богоявленский монастырь пожертвовано 147 000 рублей. Именно после этого пожертвования началось позорное следствие о невменяемости И.М. Сибирякова. Сейчас эта сумма 102.9 млн!
Д) На Свято-Троицкий Николо-Уссурийский монастырь 25 000 рублей. Сейчас эта сумма 17.5 млн.
Е) На Братство во имя святого Иннокентия Иркутского 30 000 рублей. Сейчас эта сумма 21 млн.
Ж) На Воскресенский скит Валаамского монастыря 10 000 рублей. Сейчас эта сумма 7 млн.
З) Иннокентий Михайлович жертвует Литейно-Таврическому кружку Общества для пособия бедным женщинам свою дачу в Райволо (ныне Рощино) для устройства сиротского приюта для девочек от четырех до десяти лет. Выделяется приюту и капитал в размере 50 тыс. рублей. Сейчас эта сумма 35 млн.
На Церковь Божию схим. Иннокентий пожертвовал огромные суммы. Примечательно, что именно в Андреевском скиту закончил дни свои отец Иннокентий, который от всего сердца строил на свои деньги. Возможно, не откажись от своих богатств (да, рассуждать тут бесполезно, Господь устроил так, а не иначе) и прожив жизнь дальше, схим. Иннокентий в миру не избежал бы потери имущества надвигавшейся революцией и конфискацией имущества у крупных капиталистов. У истории нет сослагательного наклонения, это да. Произошло так, как Бог положил. И точка. Однако, эта мысль, лично меня посещала, что компания Иннокентия Сибирякова, максимум, лет 20 смогла существовать бы, далее ее постигла бы так же участь, что и многие фамилии российской империи.
И это далеко не полный перечень всех благодеяний И.М. Сибирякова, а лишь известные нам случаи пожертвований. Одному Богу известны все дела схимонаха Иннокентия. Но даже сумма известных пожертвований из списка просто зашкаливает. Из приведенных примеров на современные деньги - 2 миллиарда! Колоссальные деньги. Есть мнение, что за все время, Иннокентий Михайлович пожертвовал свыше 10 млрд. Как бы там ни было, суммы в его руках были астрономические, за них он мог бы позволить себе многое, если не все для того времени. Но он выбрал другой путь.
Но самое главное, схимонах Иннокентий, в относительном выражении оставил все и Богу угодно, когда человек, независимо от своего достатка жертвует все и отрекается от мира и уходит за Христом! Пример притчи Христа о бедной вдовице, пожертвовавшей 2 лепты (мелкие монетки, но отдавшей свое дневное пропитание, то есть все). Схимонах Иннокентий оставил всё, что было у него, то есть 100% из 100%. Оставил для народа, государства и церкви. В его случае искушения были громадные в силу огромного состояния, поэтому решимость оставить все миллиардное имущество была запредельная! Чем бы стоило восхищаться, уважать, вспоминать добрым словом! Вообще, части нашего народа не угодишь: не жертвует богатый человек - он явный жлоб. Жертвует - получает не признательность, а ругань и состоит в особом поношении у общества!
В отношении Алексея Навального необходимо заметить, что из его уст была сказана самая настоящая хула на монаха-благотворителя и кощунство по отношению к Церкви в целом.
Давайте, братия, почтим память схимонаха Иннокентия, на Литургии или панихиде в любом храме потратим на Церковь Божию хотя бы 10-15 рублей, именно столько жертва на одно имя на Проскомидию за упокой или на панихиду. Ну может 20-25 рублей от силы. Но не более того и то не в любом храме. Отец Иннокентий тратил миллиарды, мы же почтим и его память и хоть как-то поможем Церкви, подражая ему, ктитору (храмостроителю и жертвователю) пусть мелочью, но подражая.
Искренне верю, что наш брат Алексей не будет больше так поступать, образумится и не будет осуждать Церковь, ее служителей, духовенство. Нам же искушаться и соблазняться воззрениями революционера, как минимум, адресованные в сторону Церкви, не следует, так как это духовный капкан для нас, дверь к началу осуждения Церкви, священства и в конечном итоге самого Господа. Да не будет этого!