Имя Джона Рокфеллера давно уже стало нарицательным, но мало кто помнит подробности восхождения на финансовый Олимп молодого человека, родившегося в бедной семье.
Его отец был мелким мошенником, продававшим чудодейственные снадобья от всех недугов.
Для убедительности, он таскал за собой пышнотелую помощницу, уверяя покупателей, что еще неделю назад эта дородная девушка умирала от истощения, вызванного малярией, раком или чахоткой (в зависимости от «лекарства» в склянке).
Главным уроком Рокфеллера-старшего, стали слова, которые мальчик запомнил навсегда:
- Никому не доверяй, сынок. Даже мне.
Этот девиз, вкупе со стремлением к материальной независимости, помогли Джону начать собственное дело.
Вовремя поняв, какое значение для человечества может иметь «черное золото», он приобрел нефтяную скважину недалеко от Кливленда, штат Огайо.
До появления керосина, получаемого путем переработки сырой нефти, источником света служила ворвань, что чуть не привело к полному истреблению китов.
Помимо этого, жир млекопитающих стоил очень дорого, поэтому для 95% населения деловая активность заканчивалась после захода солнца.
С одной стороны, нефть могла кардинально изменить жизнь многих людей к лучшему, с другой, ее добыча велась примитивным способом, и многие владельцы скважин разорились.
Вполне возмлжно, их число пополнил бы и 27-летний Джон Рокфеллер, оказавшийся на грани банкротства, если бы не письмо железнодорожного магната Вандербильта, пригласившего энергичного предпринимателя обсудить детали совместного бизнеса.
Корнелиус Вандербильт тоже обладал даром предвидения и сумел предугадать, какую прибыль принесет ему транспортировка нефти в недалеком будущем.
Примечательно, что Рокфеллер не явился в назначенное время, опоздав на поезд из-за оплошности извозчика.
На следующий день газеты сообщили о крушении состава и гибели большинства пассажиров, поэтому Вандербильт счел причину опоздания уважительной и перенес встречу.
Выслушав предложение, Рокфеллер выдвинул в ответ свои условия, а когда миллионер попытался смягчить их, ссылаясь на то, что без труда сможет выбрать более сговорчивого партнера, уверенно произнес:
- Я заполню все ваши поезда нефтью. А если это будете не Вы, найдется кто-нибудь другой.
Интрига заключалась в том, что, подписав контракт на ежедневную отгрузку 60 вагонов нефти, он был не в состоянии выполнить и четверти обещанного, но по ходу общения сумел составить план действий.
Вернувшись в Кливленд, Рокфеллер свернул работы на скважинах и сосредоточился только на производстве керосина, приобретая сырую нефть у других поставщиков.
Так, в 1870 году была зарегистрирована компания Standart Oil.
В течение короткого периода, она стала крупнейшим поставщиком керосина, который товарные вагоны доставляли во все уголки Соединенных Штатов.
Заняв прочные позиции, Рокфеллер решил увеличить собственную прибыль и заключил контракт на перевозку по значительно меньшим ценам с Томом Скоттом – самым крупным конкурентом Вандербильта. Узнав о возникновении нового картеля, «старина коммодор» пришел в бешенство, но сделать пока ничего не мог.
Рокфеллер тем временем, активно скупал нефтяные компании по всей стране, предлагая им стать акционерами Standart Oil, и уже контролировал 90% всей нефтедобычи Америки.
Пребывая на пике своего могущества, он окончательно сбросил со счетов бывшего партнера и жестоко ошибся, потому что Вандербильт сумел убедить своего недавнего врага Тома Скотта объединиться и вытеснить «молодого выскочку» из бизнеса.
Договорившись между собой, обе железнодорожные компании резко увеличили плату за транспортировку, мгновенно сделав производство керосина нерентабельным.
Помощи ждать было неоткуда, впереди отчетливо замаячило банкротство и потеря всех активов, но именно в этот момент Рокфеллеру пришла в голову идея, которая в очередной раз сделала его победителем.
Обходя один из своих заводов, он вдруг обратил внимание на трубы, по которым сырье из резервуаров поступало в цеха.
Поняв, что по такому же принципу можно перегонять нефть на любые расстояния, Рокфеллер понял, как можно выйти из тупика.
Вложив в строительство колоссальные деньги, глава Standart Oil сумел в кратчайшие сроки проложить трубопровод, общей протяженностью 6 000 миль.
Чтобы понять, насколько это было нестандартным решением, достаточно вспомнить, что человечеству понадобилось несколько миллионов лет, чтобы изобрести колесо.
Осуществив задуманное, Рокфеллер исключил транснациональные железнодорожные компании, имевших 40% своей прибыли от перевозки нефтепродуктов, из длинной цепочки от далекой скважины до конечного потребителя.
Это нанесло сокрушительный удар по экономике Соединенных Штатов, породив первый общенациональный кризис 1873 года и практически парализовав деятельность железнодорожных корпораций, треть из которых разорилась.
В дальнейшем Рокфеллер не единожды прибегал к приемам, сеющим хаос в работу фондовой биржи, но каждый раз приумножал свои капиталы.
Изначально, бизнес на «диком Западе» развивался вне всякого правого поля.
Даже потомок основателя могущественной династии, сенатор Джон Д. Рокфеллер IV сказал однажды:
- Он был гениальным бизнесменом. Большинству людей всегда болезненно было признавать, что очень немногие из них способны найти единственно верное решение, проконтролировать его исполнение и с блеском довести до конца.
Особенно в условиях жесткой, почти смертельной конкуренции.
Однако мне страшно представить, сколько пожизненных сроков получил бы мой далекий предок в наше время.
ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.
Строительство здания ООН. Щедрый подарок Рокфеллера
"Догоним и перегоним". Н.С. Хрущев