В конце этого текста имеется информация от 2023 года по участку от Каквинских Печей, через газотрассу и до моста Карпинск-Кытлым.
Всем привет, в этот раз хочу поведать вам о новой для нас речке Какве. Речка не "попсовая" пока еще, но уже обжита туристами, что видно по инфраструктуре и малому количеству информации об этой речке.
Мы же попали на эту речку почти случайно, на 9 мая мы хотели пойти на реку Демид и запасной вариант Серга, но в Демиде воды почти не осталось, а на Серге были уже почти "100" раз, хотелось чего то нового. Тем более, что команда собралась боевая, хоть и много новеньких, но ни у кого не оказалось пунктика по Демиду и Серге, все с радостью приняли весть о новой речке Какве.
Команда в этот раз была интернациональной: с Челябинска, Тюмени, Заречного, Екатеринбурга, всего 9 человек, что сыграло нам в пользу мобильности.
В этой статье я буду делиться собственным опытом и той информацией, что "нарыл", ваше право с ней соглашаться или нет - делать по своему.
Для заброски мы использовали личный транспорт - моя машина с прицепом и Ниссан от Евгении.
Логистика
В силу особенностей логистики - мы выезд назначили на утро 7 мая, ребята с Тюмени приехали накануне и жили у меня ночь, Юля должна была прибыть на поезде из Челябинска рано утром 7 мая, Лидия живет недалеко от жд вокзала, вот и договорились о встрече на ж/д вокзале Екб в 6 утра - я там забирал Лидию и Юлю, тюменцы, парни уже сидели у меня в экипаже.
Аня ехала с Заречного на первом автобусе с прибытием в 7:30 на южный автовокзал, потом на метро и в районе 8:00 встретилась с экипажем Жени, куда вошел Максим - стартовали с Уралмаша.
Таким образом, мой экипаж выехал из Екатеринбурга с опережением в 1,5 часа. Мы везем снаряжение и нам надо приехать пораньше, успеть до приезда Жени собрать каты, чтобы быстро уехать на место парковки.
Стартовав в 6:00 с ж/д вокзала Екатеринбурга мы прибыли в Карпинск в районе 11 утра на последних парах бензина... На место стапеля прибыли в районе 12 часов. Там уже было людно. Одна команда отчаливает, вторая отчаливает, кто то подъезжает и так далее. Но в целом по реке - не сказать, что прямо толкучка - вполне распределились и мест хватило всем. Встретил знакомых ребят из Качканара, Лесного и даже с Нижнего Тагила - вот точно место встречи изменить нельзя.
Примерно до 13:30 часов мне пришлось решать вопросы с катамаранами - нарисовался ремонт рамы после успешного сплава по Исети в апреле))). Вопрос был решен за 20 минут. Примерно в 13 часов прибыл второй экипаж - Евгения и 2 человека, быстро переодеваемся и я с Женей лечу через Карпинск на Воронцовку, решать вопрос с парковкой.
В идеале, мы планировали оставить одну машину около Шихана, а на второй уехать до Карпинска - там на платную стоянку и на старт на такси. Но приехав на место финиша N 59.60487° E 60.23807° увидели такую картинку:
А вокруг тишина и пустота - людей нет, зато сюда ведет весьма хорошая дорога. покатались по округе, доехали до моста через реку Какву - насыпной мост, в русле просто трубы: N 59.59753° E 60.24189° - там, на берегу семья из Краснотурьинска, жарят мясо на мангальчике. На наш вопрос, где тут ближайшая населенка и где можно поставить тачки под присмотр - пожимают плечами, только Воронцовка. В итоге, на Шихане нет ни одной живой души, ставить там тачки можно и люди ставят, как мы потом убедились, но в тот момент мы что то не решились это делать - уехали в Воронцовку и там договорились оставить машины под окном частного дома + хозяин дома нас отвез до места старта и потом на финише приехал - встретил, забрал меня и Женю до своего дома, где стояли наши машины. Но, повторюсь, мы сами видели у Шихана оставленные машины, так что их там оставляют. Заказной транспорт туда тоже нормально доходит.
Старт
В итоге, мы к 15 часам уже на старте, машины на парковке. Горячий обед, укладываемся на суда и в 16:30 стартуем. В этот день задача пройти 21 км - нам знакомые ребята подсказали, что будут стоять на 21-22 километре, и пригласили в гости. Что же, идем.
Река Каква - в переводе с мансийского "Как" - чистый, "Ва" - вода, получается чистая вода. В том месте, где проходит сплав, действительно практически нет населенных пунктов и грязных притоков и вода в реке должна быть чистой, но с учетом того, что сейчас весна и с поверхности земли идет мощный смыв - вода мутная.
Встав на воду - сразу оказываешься в плену игривой воды. Река несет с достаточно приличной скоростью - в районе 5-6 км/час, ширина русла в районе 20-30 метров.
Здесь себя вполне комфортно чувствуют суда К6, К4 и К2, байдарки и пакрафты.
Надо сразу сказать, что на момент нашего там присутствия в реке был уровень воды - средний, отмели все затоплены, протоки - везде все протекает, местами подтоплена пойма. Но, в этой реке всегда есть и будет "скрытая угроза" - дело в том, что она берет свое начало в горах и это накладывает на ее характер весьма солидный отпечаток. Эта река очень сильно зависит от погоды в горах: жаркая погода в период таяния снегов, дожди - это все приводит к быстрому подъему воды в реке и сильному паводку. Местные говорят, что она поднимается на 1-1,5 метра выше уровня воды который мы видели на 7-9 мая 2022 и очень сильно подтапливает острова и низкую пойму. Понятно, что скорость течения также вырастает.
В русле Каквы нет порогов, но зато полным полно топляка, коряг, расчесок и прижимов - от всего надо отклоняться и маневрировать. Мы в свою воду видели, что река подтапливает низкую пойму и вода там прет прямо по кустам, надо ли говорить, что в паводок там просто потоком метет поверх завалов, островов и кустов, но стоящие деревья, коряги, и крупные завалы могут "фильтровать" завал и влететь здесь по самое не хочу - проще пареной репы. Поэтому отправляясь на сплав по Какве, обязательно смотрите прогноз погоды - в самую жару при таянии снегов в горах и при осадках в горах - здесь могут быть очень высокие паводки, что сделает ваш сплав небезопасным! В идеале это умеренно теплая и сухая погода - водичка будет нести и от сплава останутся только положительные эмоции.
Часто в русле встречаются острова, многие из которых образованы речными отложениями, заросшие кустами. Такие острова как правило являются сборщиками плавающего мусора - туда часто причаливают упавшие деревья, доски и весь мусор, что был смыт с затопленной поверхности. Сами острова не всегда представляют опасность, но протоки около этих островов - это сужение русла, там часто встречается всякая дичь - завалы, расчески и прочие прелести. Место узкое, текуха отличная вот и влетается там хорошо.
Пикантности ситуации с древесиной добавляют еще бобры, которые помогают запрудить речку - валят туда стволы деревьев, обгрызают сучки, ветки, кусты - остаются "заточки", контакт с которыми грозит проколом надуваемого баллона у судна.
Трек
По результатам этого похода, я сделал трек - почистил лишнее, откорректировал траектории движения, прописал все объекты на треке - можете использовать трек для своих нужд, источники информации для его создания - картографический материал + собственный опыт с этого похода. Комментарии к треку будут даны ниже.
Для удобства работы, описываемые объекты я буду давать с координатами, а для привязки к треку сообщать на каком километре именно этого трека находится тот или иной объект.
Стапель
Стартовать по маршруту можно в нескольких точках, самый дальний вариант - Каквинские Печи - старый поселок углежогов, который был основан в начале XX века. Жители этого поселка заготовляли лес и здесь в специальных печах (печи Шварца) выжигали древесный уголь - бескислородная сухая перегонка древесины с образованием древесного угля (мы сейчас такой уголь используем для мангалов - мясо жарить, а раньше на таком угле плавили металл). Правильнее говорить о старте с моста, у Каквинских Печей - N 59.70388° E 59.62905°, это удлиняет маршрут примерно на 18 км и плюс на пересечении с газопроводом возможен обнос моста.
Мы стартовали от моста через Какву на Кытлымской трассе - N 59.67065° E 59.78404°, удобная поляна с подъездом прямо к реке находится на правом и левом берегу выше по течению от моста.
Начиная с этого моста и примерно до 20 км (урочище Каква, там развалины моста) мест для стоянок мало, хотя попадаются участки каменистых пляжей, стоять на них можно, но очень осторожно - может смыть наступающей водой.
Также хочу отметить засадное место - через 5 км от старта (считаем от моста, где мы стартовали, по треку) - N 59.66367° E 59.83922° имеется остров, остров делит реку на 2 протоки - левая визуально узкая, но проходная, правая шире - и кажется там все хорошо, но нет - там в правой протоке, в ее самом конце сплошной завал, здесь надо идти сразу в левую протоку! Мы в этот завал попали малым катамараном К2 - второй, более большой кат К6 уже начал обходить остров и мы увидели, как экипаж первого ката К2 вылазит с судна, быстро причалили, разобрались и потащили К6 против течения в левую протоку. Экипаж К2 совершил перетаскивание судна через завал, благо судно легкое.
07.05.2023: Была очень большая вода и "косячное место затопило" - остров и завал оказались под водой (или промыло?!), мы его прошли даже не заметили, но интересно заиграло другое место, на 1,5 км ниже от затопленного завала - 59.65598 59.85870 - у нас там был аврал, выгребали под левый берег.
Километры на Какве пролетаются достаточно бодро, мы с небольшими остановками с 16:30 и до 20 часов дошли до разрушенного моста, это 20 км от старта - N 59.60864° E 59.97594° здесь начинаются приличные стоянки.
07.05.2023 наш навигатор при сплаве по паводку показал среднюю скорость около 10 км/ч с максималкой до 16,4 км/ч....
Кстати, от разрушенного моста можно пешком прогуляться до пещеры Мрака - N 59.61334° E 59.97462°, там чуть меньше километра. Мы в этот раз не пошли, так как не планировали, но в перспективе обязательно туда сходим
До 21 километра берега реки низкие, скал мало, либо они малозаметные
Но с 21 километра река входит в район с высокими и красивыми скалами, открывает плеяду скал камень Мелехинский:
Чуть позже следует Камень Пузан, под который нас прижало - рулевые не справились с управлением, не критично, но приятного мало.
После камня Пузан идет еще один красивый камень - Гурьевский:
На ночевку мы встали на стоянке напротив камня "Жилище Сокола" - стоянка маленькая, уютная, море дров и заводь без течения - одно плохо, берег высоковат, но в целом, нам понравилась стоянка: N 59.60570° E 60.03233°
В камне "Жилище Сокола" есть одноименная пещера - ее тоже имеет смысл посетить, мы в этот раз это делать не стали, так как не планировали - шли с разведкой и для ночевки камень уже прошли почти.
Сейчас же, я думаю, что самое лучшее место для ночевки - это на разрушенном мосту и чуть выше него - там большая поляна и от туда переодевшить сходить в пещеру "Мрака" и на следующий день спокойно "взять" пещеру Жилище Сокола" (Каквинская - 1) и пещеру Каквинская - 2.
После камня "Жилище Сокола" река продолжает идти по разбоям и островам:
Красивая расческа)))
Берега далее становятся какими то более домашними - приятные парковые леса и известковые скалы
Начало мая и на скалах распустилась сон-трава, настоящие подснежники
Вторую стоянку мы делали на поляне с идолом - вырезанный из бревна идол - N 59.64106° E 60.15070°:
На поляне обнаружены разбросанные кости, знающие люди говорят, что это был волк... Кости волка.
Вот таким идолом начинается длинная поляна, к этой поляне есть подъезд с трассы - Екатеринбург-Ивдель, до трассы примерно около 2-3 км, хорошо слышно проезжающие машины.
Эта поляна заканчивается в поворотом реки, на правом берегу которой расположились скалы Синие Камни, которые являются памятником природы по причине нахождения здесь уникального объекта - Арка "Поцелуй Дракона".
Арку и Синие скалы мы посетили.
Подняться к арке можно двумя путями, первый путь - в самом начале камня, по распадку, но надо учесть, что крутовато - N 59.64412° E 60.16492°, и второй вариант - в самом конце камня "Синие скалы", где заканчивается скала по распадку аналогично можно легко подняться и дойти до арки - N 59.64536° E 60.16453°.
Вид с камня "Синие Скалы" на реку Каква, в далеке виднеется стоянка с идолом
Далее практически до самого финиша тянутся красивые скалы в окружении таежной растительности на сухих известковых склонах:
Думаю, я выражу сейчас не только свое мнение, но и мнение всей нашей группы:
- Река Каква - однозначно рекомендуется к посещению, но обязательно помнить про особенности режима питания реки - мы шли еще ДО ПАВОДКА! Здесь паводок сильный и бывает он в середине мая и даже ближе к его концу.
- Маршрут не такой попсовый, хотя логистика для него вполне может быть приемлемой - здесь нет плохих дорог.
- Стоянок много, дрова в наличии. Мы могли элементарно сделать свою баню на второй день, ибо мы в 12 встали на воду и в 14 уже были на месте новой стоянки.
- В первый день, со старта не стоит так ломиться - вставайте у разрушенного моста, сходите в пещеру Мрака. Для посещения пещеры "Жилище Сокола" у вас будет много времени на следующий день.
- При движении на маршруте не "расслабляться" - сюрпризы могут быть за любым поворотом, так как река меняется каждый год, после каждого паводка меняется расстановка завалов и топляка - это важно помнить.
Вот собственно пока и все что хотел сказать и рассказать, благодарю за просмотр, подписывайся на мой канал, задавай вопросы и пиши комментарии, возможно я где то ошибся, но постарался собрать всю информацию про реку в одно место.
Информация со сплава по Какве от 2023 года
В этом году мы стартовали с мостов у Каквинских печей, хотели изначально заброситься выше, но приехав на речку приняли решение, что заброска вверха самые не нужна - на реке идет паводок, подтоплены леса и завалы и увеличена скорость течения. В таких условиях мы очень сильно можем рисковать - местность не обжитая, река затопила пойму, в случае аварии выбраться от туда будет крайне непросто. В общем, перенесли место старта и тем сделали маршрут длиннее и интересней, чем в прошлом году.
Об этом походе сделал фильмец: https://youtu.be/H6ytgL5T_kE
В тоже время, добыли весьма ценную информацию о реке и препятствиях на ней. Собственно, об этом и речь.
Каквинский мост
Любой, кто хоть раз планировал маршрут по Какве и отсматривал космоснимки, видел, что недоезжая Каквинских печей, на реке есть непонятная петля.
Итак, речь начнем о мостах. Мост 1 находится в правой протоке и представляется собой вполне нормальное и крепкое мостовое сооружение.
Мост №1 в правой протоке
Мост хорошо читается с воды и особого препятствия не представляет, даже для тех, кто стартует прямо перед мостом - предварительный просмотр решает все вопросы.
Мост №2 в левой протоке
Мост 2 во всей своей красе, трубы не справляются и вода начинает идти через верх размывая полотно дороги. Собственно в эти дни как раз мост оказался размыт. На фото хорошо видны промоины, но это еще мелкие, а одна, самая крупная, под левым берегом, ее перейти нынче было весьма не просто - течением снесло даже меня. В фильме большая промоина как раз показана - мы там потеряли коврик, когда нас "сдуло" течением.
В чем опасность этой локации. Подходя по реке Какве к этому участку важно уйти в правую протоку и проходить под мостом №1. Поворот в левый проход грозит в малую воду 100% обносом через низкий трубный мост №2, а в большую воду не исключено хождение на судне по лесу - река подтапливает низкую пойму и прет прямо по лесу, проходы узкие, кривые, куча расчесок и прокатных станов, в общем, все как мы любим.
Ниже Каквинских мостов до газотрассы течение вполне рабочее, у нас это было в среднем около 10 км/ч с максималкой 16 км/ч, русло читается хорошо - проходы чистые, но у берегов куча расчесок, завалов.
Пересечение с газотрассой
Это еще одно "кривое" место на маршруте.
На космоснимке показано пересечение реки Каквы и газотрассы, где для проезда сделали технологический мост - по малой воде его надо обносить, но в нашем случае, по большой воде, вода шла поверх моста и промыла его. Технологический мост подпрудил воду и выше него образовалась большая подпруда, где течение замедляется. Поэтому с чалкой там времени предостаточно.
Мы проходили мост через газотрассу под левым берегом, по узкой протоке, которая проходима только в большую воду. По центру тоже вроде как можно было идти, но там образовался техногенный порог с достаточно сильным падением воды водопадного типа в русле полно всякого мусора, коряг и прочего удовольствия. Отсматривать сложно - ничего с берега не видно.
Под правым берегом видно, что идет основная струя, несет просто не по детски, но что там в струе и сколько - никто не знает, да еще в конце струи, прямо в русле лежат бетонные блоки.
По итогу, считаем, что если обносить, то под левым берегом, там вроде как удобнее должно быть, ну а в большую воду вообще можно пройти по протоке, где мы прошли. Проход протоки есть в видео.
Далее до автомоста Карпинск-Кытлым остается примерно 5 км и особых препятствий нет. Разве что подвесной мост в районе лагеря "Светлячок" - он по центру висит низко, но вполне высоко под правым берегом, его хорошо видно на прямом участке и если у экипажа не "залиты шары" - все преодолимо.
Добавляйтесь в наши сообщества:
👉 Форум Туристов в Телеграм - https://t.me/turistchat
https://vk.com/wershina - ходите в походы и рассказывайте о своих путешествиях
https://taplink.cc/tk_versina - мультиссылка на все наши аккаунты