Памяти Г.Л. Расторгуева. Очерк.
- Что же Вы, Геннадий Леонидович, не сможете купить капусту за 5 копеек? - спросила она, посмеиваясь.
- Почему же, смогу. Смогу. Просто я хочу трудиться, - твердо ответил он.
Геннадий Леонидович Расторгуев родился в 1934 году в городе Грозном. Через три года после рождения Гены его отца, строителя по профессии, прораба, человека, уважаемого в Чечено-Ингушской АССР, репрессировали. Мать, имеющую медицинское образование, сразу же уволили. И на попытки найти новую работу во всех лечебных учреждениях города она получала жесткий отказ. Два сына и дочь не дали упасть духом. Время шло, отец присылал редкие письма домой, мама зарабатывала тем, что делала уколы больным горожанам. Детство и юность Гены пролетели в тесной дружбе со старшим братом, который являлся для мальчишки образцом настоящего мужчины. По стопам отца и на примере брата в 1954 году Геннадий поступил в Грозненский нефтяной институт на факультет строительства. А в 1959 году в связи с окончанием института по распределению приехал в молодой строящийся город на Южном Урале. И остался навсегда…
Трудиться начал мастером строительного управления в строй тресте . Высокий, худощавый, с правильными чертами лица и зачесанными назад темными волосами, уверенной быстрой походкой Геннадий обходил свои объекты в строящемся городе и, конечно, не мог не привлекать взгляды женской половины. Так встретил свою любовь - Светлану. Молодая, симпатичная девушка с задорной улыбкой и звонким голосом притягивала внимание Геннадия всякий раз, когда он заходил на ближайшую почту отправить письмецо родным в Грозный. Геннадий был уверен в себе. Но и то, что у такой девушки много поклонников, не давало ему покоя…
Молодые познакомились: нашлись общие интересы, общие взгляды, общий для двоих смех. Не стали медлить и соединили свои судьбы. Строить общую жизнь веселее вместе! Так и повелось: он решал производственные вопросы и после работы спешил домой. Она рассылала телеграммы, письма и открытки по всему Советскому Союзу, а вечерами встречала любимого мужа. Выходные дни проводили всегда вместе. Позже с детьми: с дочкой, сыном. Он старался, и у него получалось, уделять время и внимание детям, жене и всему, что связано с семьей. Именно тогда Геннадий Леонидович стал вести дневник. Писал все: погоду, с чего начиналось рабочее утро, планы, встречи и темы, как продолжился день, чем заканчивался вечер.
«3.02 – t ночью=-20(-25..-16), t днем=-9..-14 без осадков. Утром по объектам, вначале УКС СУ-3, затем бутиловые спирты, аммиак, ЭП-300, РБП. После обеда в пионерлагере и АБК Н-62. В 17.30 совещание бригадный подряд – долг. Затем со всеми СУ прием бетона в феврале месяце», - из дневника.
… В середине 70-х произошел интересный случай, который запомнился Светлане Федоровне, и который она вспоминает с гордостью за мужа. В то время велось распределение земли работникам предприятий города под сады – огороды. Участки делились людьми самостоятельно из расчета «кто - сколько хочет» и «кому - сколько хватит». Впоследствии огораживали забором, строили небольшие уютные домики, сажали, пололи, собирали урожай. Семье Расторгуевых тоже достался участок земли в районе ДОКа. Подружились с соседями по огороду, а это не маловажно! Построили с ними деревянный домик с одной общей стеной, даже заборчик стал не нужен! Красота!
Вот обходит как-то председатель правления общества садоводов свои владения и вдруг, уже, правда, никто не помнит причину, с одной из соседок выходит разговор, переросший в громкий неприятный конфликт. А последствия оказались совсем непредвиденными! Председателю не пришлось долго искать причины для сноса построек – территория принадлежит другому предприятию и весь ответ, и сравнял с землей все, что было. Под немилость попал и домик Расторгуевых с соседями. Для восстановления утраченного Геннадий Леонидович прошел через многие инстанции и обратился даже в горисполком города. Одна из высокопоставленных женщин-руководительниц, наблюдая за тем, с каким интересом человек желает заниматься садоводством, прищуриваясь, спросила тогда:
- Что же Вы, Геннадий Леонидович, не сможете купить капусту за 5 копеек?
- Почему же, смогу. Смогу. Просто я хочу трудиться, - твердо ответил он.
А трудился Геннадий Леонидович всегда и везде с душой. Вот в саду, например, можно ведь сажать, полоть и поливать, не проронив ни слова. Только не про семью Расторгуевых! «Све-е-та!», - басит глава семьи. «Гена-а-а!», - звонко отзывается она, и оба заливаются заразительным смехом.
«15.05 – Прошел небольшой дождь. Со Светой уехали на огород, ночевали, сажали понемногу помидоры, горький перец и т.д…».
«22.05 – Ночью ударил мороз, все погибло. Начинать все необходимо сначала. Сажал, поливал. Прорыхлил лук. Воды навалом...».
«16.07 – Пололи, поливали. Володе – 60 лет, вечером отметим. На огород приходили Люда, Паша, Вовка, купались на Белой. Доделал кровлю, Света собрала первые 7 штук огурцов. Ночевали», - записи из его дневника.
Душевное стремление трудиться сопровождалось успехами в работе. От мастера строительного управления до руководителя трестом прошло 35 лет, ответственных перед предприятием, его работниками и, конечно же, семьей . За это время под руководством Расторгуева была запущена новая мощность хлебозавода; были построены: гидроочистка дизельного топлива, столовая №2, производство аммиака, установка по производству серы, «Бутиловые спирты» , главный корпус – на ИЗНПО.
Семья и работа – родное, главное и самое любимое занятие в жизни этого уважаемого человека. По воспоминаниям коллег, Геннадий Леонидович умел не только работать, а и отдыхать: «Человек жил полной жизнью, заставляя так жить и работать других». С его легкой руки при поддержке профсоюза треста организовывались коллективные семейные заезды на турбазу, походы по грибы и ягоды. А еще Геннадий Леонидович был заядлым спортивным, а чаще хоккейным и футбольным, болельщиком. Не зря его с семьей можно было встретить на спортивных соревнованиях треста и как участника. В праздничные первомайские и ноябрьские демонстрации с гордостью и радостью он проходил с колонной своего коллектива...
P.S.: очень хотелось вспомнить его, Расторгуева Геннадия Леонидовича. Хороший был человек. Жаль, его фотографий у меня нет...поэтому, фото из личного архива моей семьи.
Буду рада, если кто-то захочет, чтобы я написала очерк о близком человеке.