16,4K подписчиков

На обиженных воду возят

161 прочитал
  • «Я осознала, что я ужасно обидчивая. Заметила, если что-то не получается, даже в храм не хочу идти. Тоже, видимо, обижаюсь на Боженьку. Подскажите, как побороть в себе этот грех?»

Я, наверное, не смогу Вам помочь, потому что у меня другая проблема, прямо противоположная. Я вообще какой-то необидчивый. И это тоже людей напрягает, как ни странно. Им кажется иногда, что надо уже и обидеться, а я даже не замечаю, повода не вижу. Необидчивый я. А им кажется, что, наверное, я какой-то высокомерный. Думают, наверное: «У него такая гордыня, что он даже не снисходит до обиды». Или думают, что я какую-то дистанцию держу, отталкиваю людей. Им даже проще было бы, если бы я вспыхнул, разозлился, что-то сказал. Это даже мои прихожане, люди, с которыми я в храме общаюсь, замечают. Я знаю, что отсутствие у меня такой способности напрягает людей. Мне этого даже не хватает. Поделитесь со мной, а? Может, наоборот Вы мне поможете? Научите, как обижаться, я этого ищу и не могу найти. Даже не знаю, что с этим делать, честно говоря. Вот человеческая натура: так не нравится, так тоже плохо. Может, мы разделим пополам? Будет очень хорошо и Вам, и мне.

  • «Есть мнение: прощать человеку ― это значит показывать и давать понять, где он был неправ. Потому что просто так в душе простить получится не все, это будет всплывать в памяти. Так ли это?»

Нет, мне кажется, это не так. Мы берем котенка, нагадившего нам на ковер, за шкирку, начинаем его тыкать и прощать таким образом, да? Нет, мне кажется, это не работает. Простить ― значит простить. Но это не значит сделать вид, будто ничего не произошло, что всё, забыли. Выводы надо сделать обязательно. Нужно иметь в виду, что у человека такие проблемы, от него такое можно ожидать, это может случиться, к сожалению, ничего тут не сделаешь.

Можно указать человеку на его неправоту. Если мы скажем: «Знаешь что, дружок, я тебя, конечно, очень люблю и уважаю, но вот здесь ты неправ». Это не значит, что я его упрекаю, осуждаю. Это будет неплохо, если такого рода разговор послужит укреплению ваших отношений и предотвращению непониманий в будущем.

  • «Всегда ли нужно просить прощения нам, если человек на нас обиделся? К примеру, идет пост, а у свекрови день рождения. Если мы не идем, она потом с сыном несколько недель не разговаривает. Где та грань, которой нужно придерживаться?»

Всё очень индивидуально. Невозможно дать общий рецепт для всех случаев, для всех семей. Все люди разные. Единственное, что я могу сказать, что, конечно, не всегда, когда на нас кто-то обижается, мы должны просить прощения. Кто-то на нас обиделся, мы сразу ему в ноги: «Прости меня, дуру грешную!» Нет, не надо. Потому что люди, бывает, пытаются манипулировать нами с помощью своей обиды. Раз обиделся, начинает это демонстрировать: не разговаривать, задирать нос, отворачиваться. Таким образом человек оказывает психологическое давление, желая, чтобы мы где-то прогнулись и поступили так, как он хочет — это попытка манипулировать. Ее нужно пресекать.

Как в данном случае Вы можете в ответ поступить со свекровью? Вы можете просто проигнорировать, сделать вид, что ничего не произошло и не доводить ситуацию до «прости нас, мы виноваты, в следующий раз мы так больше не будем». Пообижалась, ну и ладно. Как люди говорят: на обиженных воду возят. Это как раз такой случай, когда реально мы обиду не нанесли, а попытки манипулировать нами были, есть и будут. Поэтому не всегда, по моему мнению, нужно просить прощения. А грань — это Вы сами определите. Общего рецепта быть не может.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.
Я, наверное, не смогу Вам помочь, потому что у меня другая проблема, прямо противоположная. Я вообще какой-то необидчивый. И это тоже людей напрягает, как ни странно.