«Ну стоит ли богатым быть, Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить И только деньги лишь копить? Да и на что? Умрем, ведь всё оставим. Мы только лишь себя и мучим, и бесславим»
Метафизический комментарий: Никакие «концепты, веры, религии, доктрины и науки», как и «мёртвая «виртуальная» валюта», - сами по себе не несут никакой реальной благостности и не имеют самодовлеющего смысла, ежели не обращаются во живую «симфоническую» бытийственность человеческого существования.
«Нет, если б мне далось богатство на удел, Не только бы рубля, я б тысяч не жалел, Чтоб жить роскошно, пышно, И о моих пирах далеко б было слышно; Я, даже, делал бы добро другим. А богачей скупых на муку жизнь похожа». Так рассуждал Бедняк с собой самим, В лачужке низменной, на голой лавке лежа»
Метафизический комментарий: Желая обрести живую бытийственность праздничного жития, избавляющую от тягуче мерцающего забвенного «копчения небес», ищущий человек искренне верит, что сможет «конвертировать» «знания, науки, веры, доктрины» во преблаженное бытие, совершенно «забывая» о нетождественности любых видов «богатств умозрительности» живым состояниям пробуждённого жизнеприсутствия.
«Как вдруг к нему сквозь щелочку пролез, Кто говорит — колдун, кто говорит — что бес, Последнее едва ли не вернее: Из дела будет то виднее, Предстал — и начал так: «Ты хочешь быть богат, Я слышал, для чего; служить я другу рад. Вот кошелек тебе: червонец в нем, не боле; Но вынешь лишь один, уж там готов другой. Итак, приятель мой, Разбогатеть теперь в твоей лишь воле»
Метафизический комментарий: И Небесное провидение ниспосылает молившему о преблаженножитной праздничности человеку — проверку на подлинную устремлённость ко небоприсутсвенному жизнебытию.
«Возьми ж — и из него без счету вынимай, Доколе будешь ты доволен; Но только знай: Истратить одного червонца ты не волен, Пока в реку не бросишь кошелька». Сказал — и с кошельком оставил Бедняка»
Метафизический комментарий: Ко сему — Свыше нашему ««паломнику» во преблаженную праздничность» напоминается о заглавном «Небесном законе блаженной души», гласящем, что «конвертация» «знаний, доктрин, вер, концептов» во живую присутственность становится возможной лишь с прекращением самоцели «концептуального собирательства», окончанием самоидентификации собственного богатства со количеством умственного знания и обращением «мёртвого капитала знаний, концептов и вер» во «трансакционную» со-бытийственность праздничного «свадебного» со-причастия небес и земли.
«Бедняк от радости едва не помешался; Но лишь опомнился, за кошелек принялся, И что? ж? — Чуть верится ему, что то не сон: Едва червонец вынет он, Уж в кошельке другой червонец шевелится. «Ах, пусть лишь до утра мне счастие продлится!» Бедняк мой говорит: «Червонцев я себе повытаскаю груду; Так, завтра же богат я буду — И заживу, как сибарит»»
Метафизический комментарий: И человек «бедной души» обольщается «золотым блеском» виртуальных богатств умозрений, искренне убеждая себя о их неизбежном обращении во «благословенное сибаритство» «во дне завтрашнем»....
«Однако ж поутру он думает другое. «То правда», говорит; «теперь я стал богат; Да кто? ж добру не рад! И почему бы мне не быть богаче вдвое? Неужто лень Над кошельком еще провесть хоть день! Вот на дом у меня, на экипаж, на дачу, Но если накупить могу я деревень, Не глупо ли, когда случай к тому утрачу? Так, удержу чудесный кошелек: Уж так и быть, еще я поговею Один денек, А, впрочем, ведь пожить всегда успею»
Метафизический комментарий: И, помутнённый утончённым «учёным невежением», полностью погружается во нескончаемую гонку за «знанием бесконечности» и «обладанием всем мирозданием», лишая себя священного «конституционного» права на «сегодняшнее» преблаженное праздненство своего земного существования...
«Но что? ж? Проходит день, неделя, месяц, год — Бедняк мой потерял давно в червонцах счет; Меж тем он скудно ест и скудно пьет; Но чуть лишь день, а он опять за ту ж работу. День кончится, и, по его расчету, Ему всегда чего-нибудь недостает»
Метафизический комментарий: И становится наш искатель «страдательным фанатом фантиков бытия», и совершенно забывает о изначальной цели всех «знаний, концептов, вер, да и мирского злата»...
«Лишь кошелек нести сберется, То сердце у него сожмется: Придет к реке, — воротится опять. «Как можно», говорит: «от кошелька отстать, Когда мне золото рекою само льется?»»
Метафизический комментарий: Так замещается великая цель человеческого существования на Земле иллюзорной бесконечной погоней за тенями умозрительности, таковым образом «тёмные силы невеженья» обрекают «образ и подобие» блаженного любящего Истока на извечное кручение в «безразмерном сансарическом колесе», понуждая бесконечно «расширять» несамоценное знание и «копить» «мёртвые блага» во «безразмерном кошельке умозрения»... так приходит к человеку «сама смерть», но вначале как погибель души, обратившей себя во рабство интеллектуальных и материальных иллюзий...
«И, наконец, Бедняк мой поседел, Бедняк мой похудел; Как золото его, Бедняк мой пожелтел. Уж и о пышности он боле не смекает: Он стал и слаб, и хил; здоровье и покой, Утратил всё; но всё дрожащею рукой Из кошелька червонцы вон таскает. Таскал, таскал… и чем же кончил он? На лавке, где своим богатством любовался, На той же лавке он скончался, Досчитывая свой девятый миллион»
Метафизический комментарий: И становится бессмысленным существовать душе заблудшего во лабиринтах невеженья человека во храме земного тела... и среди мёртвых гор «концептов, доктрин, вер, да и злата земного», не имеющих абсолютно никакой ценности на Небе и пользы для их «владетеля» на земле — приходит «вторая» телесная смерть... и поют Небесные ангелы торжественно грустный реквием «уходящей в никуда» душе:
О человек... о, «образ и подобье»... Ты клялся и молил о благости Господней. А обретя источник благ земных - Забыл Творца и под «концептами» погиб...
...Хор ангелов растворяется во духощемящих заключительных сострадательных аккордах уходящей в молчность симфонии со-возлюбленности Творца и творенья... блаженные со-причастники со Земли со-радостно со-поют славу великой благодати Истока...