Весной, вместе с похоронкой, семье 8-летнего Вовы привезли шинель отца. На дворе стоял май 1942 года. И Вова, который не видел папку уже два года, не мог поверить, что его больше нет. Шинель пахла порохом, дымом, лесом, травой и землей, в общем – она пахла отцом, большим и сильным.
Последнюю весточку от него они получили два месяца назад, это была открытка. В ней отец обращался именно к нему – к Вове.
«Здравствуй, Вовочка! Я, твой папка, жив и здоров. Воюю с немцами, освобождаю от издевательства таких же детей, как ты. Здравствуй и расти большой, сильный и ловкий, чтоб смог сменить, если я паду на поле брани.
Вова! Живите дружно с Алей и Женей, любите друг друга. Передай от меня твоей маме привет и поцелуй до моего возвращения.
Твой Папа»
Зимой отец служил на передовой командиром в звании батальонный комиссар (подполковник). В одном из боев его ранили в грудь и лицо. Раненый, он продолжал сражаться вместе со своими бойцами. За этот подвиг отец получил орден «Красной Звезды». После госпиталя он не приехал домой на побывку, а сразу вернулся на фронт. И Вовка думал, что и в этот раз беда могла бы миновать, но дома лежала похоронка и шинель с дырочкой и пятном крови. А это значило, что отец никогда не вернется.
До войны семья жила в Харькове. Но, с начала боевых действий, Вову с матерью, старшей сестрой Алей и маленьким братом Женей эвакуировали в деревню Новая Ивановской области.
Новая была расположена в красивом месте, рядом с Волгой. Там росли высокие сосны. Но Вова часто вспоминал Харьков - красивый южный город с каштанами. В Харькове они жили в красивой высотке на главной площади города. Отец Иван был комиссаром, политработником, он часто ездил в командировки по всей стране от Украины до Средней Азии. Поэтому и в мирное время Вова не часто видел его и очень скучал.
Сейчас Вовка часто прокручивал у себя в голове все самые лучшие моменты, связанные с отцом. Вспоминал Ейск, откуда папу призвали на службу в армию в 1939 году. В Ейске было спокойное и мелкое море, в котором они купались всей семьей. Тогда отец был рядом, близко, его можно было видеть и слышать, и обнимать – и эти воспоминания, вместе с тоской по отцу, жгли сердце мальчика. Он плакал, плакала мама, а на душе было жутко, потому что немец убивал всех – женщин, стариков и детей.
Но горячая любовь отца к Вове и всей семье, его ненависть к врагу, его воля, его сила была в этом последнем письме и, когда Вова держал его в руках, было не так страшно. Хотелось жить, защищать маму, хотелось быть таким же, как отец.
Вовин отец погиб в самое тяжелое время войны, когда немцы активно наступали и зверствовали на оккупированных территориях. Переломный момент еще не наступил, и надежды на скорую победу не было. Несмотря на это, он, и тысячи таких же как он, нашли в себе силы и мужество идти вперед.
После войны Вовиной маме Елене предложили вернуться в Харьков вместе с детьми, но она отказалась. В деревне Новой Вовка окончил школу и ремесленное училище. Пошел работать на завод. Женился, вырастил двух дочерей. Сейчас Вова уже дедушка Вова. У него три внука и четыре правнука. Дедушка теперь плохо ходит, ему уже 88 лет, но он очень любит своих детей, внуков и правнуков. «Любите друг друга», - так наказывал отец в последнем письме. Правнучата (мои дети) очень любят ездить к прадеду, а домой от него возвращаются всегда спокойные и мирные.
Из выписки военкомата
С первых дней войны старший батальонный комиссар Иван Александрович Макаров находился на передовой линии фронта. Вместе со всей Красной армией он прошел суровую школу боевых испытаний. Когда части Красной армии в декабре 1941 года перешли в наступление, Макаров работал в должности комиссара части 227 стрелковой дивизии. Бесстрашный воин Иван Макаров смело повел своих бойцов в атаку на разгром врага в районе Щебекино и был тяжело ранен.
В начале февраля 1942 года после госпиталя Макаров был назначен начальником политотдела дивизии. «Человек большой принципиальности и огромной работоспособности», - так отзывались о нем его сослуживцы. Макаров за короткий срок сумел проявить качества талантливого боевого комиссара. 227 стрелковая дивизия под его командованием провела ряд успешных наступательных операций. В феврале 1942 года она разгромила сильнейший узел сопротивления противника Волобуевка – Малиновка, прилегающий к железнодорожной магистрали Белгород – Курск.