Найти в Дзене

Пещерные города и монастыри Крыма. Шулдан

Часть 11 Ну и раз я уже поднялась на Челтер-кая, то что мне стоит пройтись несколько километров до пещерного монастыря Шулдан? Ну, чтобы два раза в одну сторону не бегать. Сказано – сделано. Не знаю, где именно проходит граница между горой Челтер-кая и горой Шулдан-Бурун – на мой взгляд плато достаточно однородное, никаких спусков-подъемов у меня на пути не было. Может быть, своеобразным «гороразделом» служит Пятая балка, которая спускается в сторону пещерного города Эски-Кермен? Но в любом случае, идти от Челтер-Мармара до Шулдана несложно и недалеко. Шулдан – небольшой пещерный монастырь, название которого переводится как «отдающий эхо». И действительно звук колокола, звучавших отсюда, слышен если не во всей Шульской долине, то в окрестных селах точно. Первый небольшой монастырь возник в этих скалах примерно в XIII–XIV веках, а в период расцвета княжества Феодоро он был перестроен и расширен. По одной из версий, именно здесь была резиденция митрополита, а монастырь Челтер-Мармара,

Часть 11

Ну и раз я уже поднялась на Челтер-кая, то что мне стоит пройтись несколько километров до пещерного монастыря Шулдан? Ну, чтобы два раза в одну сторону не бегать.

Сказано – сделано.

Не знаю, где именно проходит граница между горой Челтер-кая и горой Шулдан-Бурун – на мой взгляд плато достаточно однородное, никаких спусков-подъемов у меня на пути не было. Может быть, своеобразным «гороразделом» служит Пятая балка,

Озера в Пятой балке
Озера в Пятой балке

которая спускается в сторону пещерного города Эски-Кермен?

Небольшой фрагмент Эски-Кермен
Небольшой фрагмент Эски-Кермен

Но в любом случае, идти от Челтер-Мармара до Шулдана несложно и недалеко.

Шулдан – небольшой пещерный монастырь, название которого переводится как «отдающий эхо». И действительно звук колокола, звучавших отсюда, слышен если не во всей Шульской долине, то в окрестных селах точно.

Пещерный монастырь Шулдан
Пещерный монастырь Шулдан

Первый небольшой монастырь возник в этих скалах примерно в XIII–XIV веках, а в период расцвета княжества Феодоро он был перестроен и расширен. По одной из версий, именно здесь была резиденция митрополита, а монастырь Челтер-Мармара, обитатели которого, как я уже упоминала, занимались сельским хозяйством и животноводством, эту резиденцию обеспечивал.

Несмотря на то, что пещеры в скале уже были, да и состоит она из мягких известковых пород, монахам потребовалось немало сил и времени для того, чтобы высечь ярусы пещер. Один из первых исследователей пещерных монастырей Крыма П. Кеппен такими словами выразил свое восхищение:

Каких трудов стоило изсечь этот дом Божий? Каким терпением должны были обладать те, которые, оставив по себе этот памятник, сами погружены в мрак забвения.

Во второй половине XVI века княжество Феодоро пало под ударами Османской империи. Турки захватили все пещерные города Крыма, эта участь не миновала и Шулдан. Однако монастырь был не разрушен, а перепрофилирован – его пещеры стали использоваться как оборонительные сооружения. Новое назначение скального комплекса не принесло ему существенного вреда, и когда через пару столетий Крым стал частью Российской Империи, в Шулдан вернулись православные монахи. Но ненадолго.

Вскоре Шулдан вновь был заброшен и местные пастухи стали использовать помещения бывшего монастыря в качестве укрытия для скота. В таком заброшенном состоянии это сооружение и простояло до самого конца ХХ века, когда здесь вновь появились монахи, которые начали осваивать древний монастырь. Многие из них были наркоманами и алкоголиками, которых в огромных количествах наплодила горбачевская антиалкогольная компания, вывод войск из Афганистана (в результате чего продукты тамошнего растениеводства заполонили нашу страну) и в целом беспредел и неустроенность 90-х годов прошлого века. А монастырь, который возродился на старом месте, одновременно являлся и реабилитационным центром.

Данный контингент был разбавлен получившими богословское образование иностранцами. Столь пестрое общество собралось здесь по весьма прозрачной причине, о которой я упомяну чуть ниже. Кстати, возродившись, он официально стал называться вовсе не Шулдан, а монастырь Христа Спасителя.

Именно тогда на краю обрыва появилась часовня-новодел

Часовня монастыря
Часовня монастыря

в виде старинной башни с позолоченным верхом.

Башня-часовня
Башня-часовня

В хорошую погоду эта крыша видна издалека.

"Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал" В.С. Высоцкий
"Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал" В.С. Высоцкий

Например, я часто видела ее со смотровой площадки на Сапун-горе.

Вот она, в красном кружке. Видна, если хорошее зрение и знаешь, куда смотреть. Ну и когда крыша блеснёт
Вот она, в красном кружке. Видна, если хорошее зрение и знаешь, куда смотреть. Ну и когда крыша блеснёт

От башни-часовни

Башня-часовня
Башня-часовня

открываются замечательные виды на Терновку

Терновка
Терновка

и другие села,

Село в долине
Село в долине

на Челтер-кая

Челтер-кая
Челтер-кая

и Севастополь, который всё еще виднеется за ней,

Севастополь вдали
Севастополь вдали

на дорогу, вьющуюся внизу и большие лесные массивы на склонах окрестных невысоких гор.

Возле башни сооружена достаточно хлипкая лебедка,

Часовня и лебедка
Часовня и лебедка

которая используется для спуска и подъема грузов на нижние ярусы монастыря.

Лебедка
Лебедка
Лебедка
Лебедка

Таскать продукты и прочие необходимые вещи по лестницам тяжело и небезопасно.

Лестницы видны, но спускались мы не здесь
Лестницы видны, но спускались мы не здесь

Да, от часовни к храму ведут деревянные лестницы наподобие тех, которые мы уже видели в Челтер-Мармара. Но лишь наподобие…

А вот здесь
А вот здесь
Так себе спуск
Так себе спуск

Лестницы на Шулдане, ведущие к помещениям монастыря – это нечто.

Лестницы Шулдана
Лестницы Шулдана

Часть ступенек на них опасно скошена наружу, да перила есть не везде.

Лестницы Шулдана
Лестницы Шулдана

Спускаясь по этому ужасу, я не сдержалась и пробормотала под нос, что это не монахи это строили, а нехристи какие-то.

И тут наш гид сказал, что при Украине здесь поселились сектанты-раскольники из непризнанной практически никем церкви Киевского «патриархата», а сейчас эти монахи (вроде бы) относятся к Московскому патриархату. Но скорее всего это всего лишь официальная версия для получения дотаций, и истинно православными эти монахи так и не стали. Тут стало понятно, почему в этот тихий крымский уголок приперлись иностранные монахи. Сейчас, кстати, привечание алкоголиков и наркоманов здесь прекращено, поскольку в Российской Федерации для проведения реабилитационной деятельности необходима лицензия. Интересно, заграничные «богословы» подзадержались здесь после того, как Крым вернулся в родную гавань или поняли, что тут больше ловить нечего и покинули обитель?

Но в принципе девочка (то есть я) таки была права, как в известном анекдоте:

- Розочка, что-то не видно Вашего Семы.
- Он в реанимации.
- А шо такое?
- Соседский мальчик написал на стене: «Дядя Сема – дурак». Так Сема полез вытирать это и упал с третьего этажа. Таки Ви теперь мне скажите: шо, разве мальчик был не прав?

Спустившись с риском для здоровья по этим лестницам, мы в общем-то увидели очень немногое.

Нижний ярус
Нижний ярус

По дороге ко входу в пещерный комплекс разбиты небольшие цветники,

Цветник в связи с зимним временем не блещет яркостью красок
Цветник в связи с зимним временем не блещет яркостью красок

в которые воткнуты светодиодные лампы подсветки.

Подсветка на фоне явно никому не нужной пещеры
Подсветка на фоне явно никому не нужной пещеры

Электричество здесь, разумеется, отсутствует, зато есть несколько солнечных батарей.

На краю видна солнечная батарея
На краю видна солнечная батарея

Вероятно, для скудного освещения их вполне хватает. А вот с отоплением тут явная напряженка – никакого источника тепла, кроме печи, которая топится дровами, не предусмотрено. Поэтому в самом начале пещерного комплекса находится запас дров.

Дрова
Дрова

На мой взгляд, не слишком большой. Но откуда мне знать, может дрова хранятся и в каких-то других пещерах.

По пути нам встретилось несколько надгробных плит с надписью на трех языках, которые я опознала как латинский, греческий и старославянский (если не права - поправьте): «Чаю воскрешения мертвых».

Надгробная плита
Надгробная плита

Помимо надгробных плит, весь монастырь буквально увешан иконами.

Иконы всех форм и размеров
Иконы всех форм и размеров
Иконы всех форм и размеров
Иконы всех форм и размеров
Иконы всех форм и размеров
Иконы всех форм и размеров
Иконы всех форм и размеров
Иконы всех форм и размеров

Их тут на квадратный метр примерно столько же, сколько в Чечне портретов Ахмата Кадырова.

Это далеко не первый монастырь, который я посещаю, но такой густообиконенный я вижу в первый раз. Даже в Святогорской и Киево-Печерской лаврах икон за пределами храмов гораздо меньше. Особой любовью местных монахов пользуется Шестикрылый серафим. Я не сильна в теологии, хотя для лучшего понимания классики, особенно живописи, я изучала различную мифологию, в том числе и иудейскую. Поэтому я чаще всего знаю, что именно вижу перед собой, а для подробностей есть интернет (в частности сайт ВКонтакте), который мне подсказывает, что

Шестикрылые серафимы это верховные ангелы, наиболее приближенные к Богу в христианской и иудейской религиозных традициях. Они обладают колоссальными силами и возможностями, практически равными божественным – сам Сатана ранее был одним из них.

Если ждете каких-то глубоких выводов из приведенной выше информации, то зря. От меня вы дождетесь только литературную ссылку:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
А.С. Пушкин «Пророк»

В монастыре мало келий и сопутствующих им хозяйственных помещений, несмотря на наличие двух храмов и крещальни, да и те, что мы увидели, были заперты криво сколоченными дверями с висячими замками.

Запертая дверь
Запертая дверь
Одну дверь удалось сфотографировать изнутри - из дровяной пещеры
Одну дверь удалось сфотографировать изнутри - из дровяной пещеры

А вот окна, хоть и забиты иконами, выглядят достаточно современно.

Двери и окна
Двери и окна

Второй и третий ярусы, где расположен еще один храм, также закрыты на лопату.

Лестницы на верхние ярусы, куда нас не пустили
Лестницы на верхние ярусы, куда нас не пустили

Все эти запертые двери выходят на длинный скальный карниз, огражденный деревянными перилами и прикрытый сверху навесом.

Галерея
Галерея

Создается впечатление, что архитектор вдохновлялся малосемейкой галерейного типа – эту иллюзию поддерживает ряд дверей, выходящих в галерею и перекрытый кривоватой дверью проход в конце этого импровизированного балкона.

Галерея
Галерея

Кстати, за этой дверью находится огромный естественный грот, который в монастырской жизни, как мне показалось, не используется.

Грот рядом с монастырем
Грот рядом с монастырем

А вместо старых ковров и тряпок, так «украшающих» те самые малосемейки, на перилах галерейки весит небольшой колокол.

Колокола. И подсветка, конечно
Колокола. И подсветка, конечно

Интересно, эхо от его звона по-прежнему разносится по всей долине?

Зато здесь имеется вход в главный храм монастыря, в который нам всё же позволили заглянуть.

Вход в храм.
Вход в храм.

Главный храм очень хорошо сохранился, он достаточно просторный и с высоким потолком.

Главный храм
Главный храм

Алтарная часть храма имеет подковообразную форму. Апсида более раннего храма заканчивалась на линии современного алтаря, и именно там когда-то находилось кресло митрополита.

Еще в 30-е годы прошлого века здесь были видны остатки фресковой росписи – фигуры стоящих в полный рост людей, изображенных на синем фоне, фреску обрамляла красная кайма. Исследователь А.Л. Бертье-Делагард видел среди фигур Богоматерь с младенцем. Увы, до наших дней фреска не сохранилась.

Главный храм
Главный храм
Главный храм
Главный храм

В полу храма находится еще одна могила под плитой как две капли воды похожей на уже виденные мной по дороге сюда.

Могила в полу храма
Могила в полу храма

Арочный вход из алтаря вел в крещальню, где в нише вырублена купель, которую закрывали деревянным щитом.

Главный храм
Главный храм

Кстати, в настоящее время монастырь Шулдан – охраняемый исторический заповедник. Именно Шулдан, кстати, а не монастырь Христа Спасителя.

Осмотрев всё, что нам изволили показать, мы снова поднялись по ужасным деревянным лестницам наверх к часовне,

И вот мы снова наверху
И вот мы снова наверху

а потом стали спускаться в долину.

Спуск в село Терновка
Спуск в село Терновка

Мои прогулки по пещерным городам и монастырям Крыма завершены.

До новых встреч! 📷

#крым #путешествия #история #монастыри #достопримечательности