Афганская война – одна из самых малоизвестных страниц истории СССР. О ней почти не писали СМИ. На могилах погибших «не рекомендовалось» ставить памятники. Чудом спасшиеся из плена рассказывали чудовищные истории.
Все это рождало страх и панику в обществе, и уже никто не задумывался о том, что наши военные в Афганистане, следуя долгу, выполняют задачи, равных которым не было в мировой военной истории. Например, тянут много километров топливного трубопровода, проходящего по горам высотой до 3000 метров.
С бензовозами каши не сваришь
Топливо было нужно не только ограниченному воинскому контингенту. По межправительственному договору – напомним, войска СССР пригласило правительство Республики Афганистан, ведущее гражданскую войну с оппозицией - мы обязались поставлять нефтепродукты афганской армии и промышленности. Другими словами, в общем объеме материальных поставок топливо занимало 55%, почти вчетверо больше, чем боеприпасы.
7 автомобильных батальонов доставляло его в первые месяцы цистернами. Дороги были забиты. Посты досмотра едва справлялись. Около 20% топлива тратилось на собственные нужды, при нападении на колонны потери становились еще больше. Военная техника «сидела на голодном пайке». Весной 1980 решили «тянуть трубу». Через горы, ущелья, множество мостов, скалы, подъемы, спуски.
«Вам слабо»!
Иностранные СМИ, бывшие, увы, лучше нашего в курсе происходящего, подняли насмешливый вой. Дескать, куда там русским обеспечить снабжение войск топливом через трубопровод, это вообще никому не под силу.
Б. Каграманьян, несколько лет командующий 276 трубопроводной бригадой вспоминал:
«Ну, может, им и не под силу это , а мы смогли. Три перевала прошли. В том числе, через Саланг –3300 м. Температура наверху до -30.Брали с собой два комплекта обмундирования – летнее и зимнее. И лыжи, без них никак–сразу по уши в снег. В Москве недоумевали, зачем нам лыжи в Афганистане».
Полевую магистраль развернули за 12 дней. К концу лета 1982 в Баграм потекло по тысяче тонн авиакеросина в день.
По обочинам и ущельям
Каждый участок требовал особого подхода. Предпочитали держаться обочин дорог. Но иногда приходилось удаляться – то на 30 м, то на целых 200. Местами трубы крепили к плитам, валунам, скалам. Трубопроводы то повисали над пропастями, то шли по дну ущелий, то по тоннелям. В местах подъема монтировались сдвоенных насосные станции.
В разных местах создавались полевые склады, хранящие запас труб для будущего ремонта. Как говорил начтыла В. Васенин:
«Ну что говорить о сложностях. Сами судите: горная местность, технологические сложности с перекачкой жидкого топлива вверх, постоянное, очень активное сопротивление противника…»
Трагедия на Саланге
Осенью 1982, в тоннеле перевала Саланг произошел затор из-за ДТП. Почти 100 военнослужащих задохнулись от выхлопных газов. Трубопровод, расположенный в вентиляционном канале, стал «главным обвиняемым» происшествия.
Его перенесли вниз, на обочину. Защитили, усилили контроль. Вообще трубы нередко страдали от танковых гусениц и колес бронетранспортёров. Хотя главные проблемы создавали моджахеды и… мирные жители.
Топливопровод, как ловушка и кормушка
Вооруженная оппозиция действовала по схеме: повредить трубопровод, поджечь разлитое топливо, сесть в засаду и ждать прибытия ремонтной бригады, заминировав подходы. Ремонт после пожара был очень сложным, не говоря уже об опасности для жизни.
Местные жители бензин и солярку попросту воровали. В разных масштабах – от просверливания дырочки под пробку до подкопов с подземными ответвлениями. Но если боевиков попросту старались уничтожить, то с местными приходилось договариваться. Иногда их «подкупали»: специально выделяли некоторую часть горючего, снабжали имуществом и продуктами – лишь бы не вредили.
Начштаба В.Середа вспоминает о еще одном остроумном решении:
«Я предложил разместить трубопровод в паре метров от оросительного канала. Подумал, не только местные, но и душманы не станут повреждать или поджигать трубы у воды, наоборот, охранять будут. Так и получилось. Ни разу на этом участке проблем не было».
Рабочие-эксплуатационники или воины?
Больше 1000 человек проходили службу в 276 трубопроводной бригаде. Три батальона. Эти люди не только проложили «трубу» в сложнейших условиях, но и обеспечивали техническое функционирование объекта. Защищали его, ремонтировали, получали ранения и гибли, ни на минуту не остановив снабжение армии горючим. «В жизни не видел более сложной организации», говорил начтыла армии после окончания Афганской кампании.
Как вы думаете, может уже пора «рассекретить» героическую деятельность наших военнослужащих в Афганистане? Пока многие из них еще живы…