💢 Критика - это то, что сопровождает нас на протяжении всей жизни, что бы мы не делали.
Зачастую нелестные отзывы обижают, ранят нас, в результате чего мы расстраиваемся, страдаем, злимся, теряем уверенность в себе. Но критика - это не враг, а возможность стать лучше, увидеть свои недочеты со стороны и в следующий раз поступить правильно.
❓Почему критика так сильно ранит?
Если начальство, преподаватели, коллеги или близкие плохо отзываются о нашей работе, мы чувствуем злость и обиду, искренне считая, что плохой отзыв - свидетельство того, что наши старания никто не ценит. Такая реакция вполне закономерна, ведь она заложена природой. Однако поддаваться эмоциям - не самый лучший выход из ситуации. Зачастую случается так, что одно критичное замечание приводит к серьезному конфликту, отчислению, увольнению с работы. Чтобы избегать подобных ситуаций, необходимо знать, как правильно воспринимать негативные отзывы и видеть в них своего друга и возможности роста.
⚠️Больше всего критика задевает неуверенных в себе людей и перфекционистов.
Перфекционисты не любят делать одну и ту же работу дважды. Они стремятся быть идеальными и выполнять задания на отлично с первого раза. Если не выходит и окружающие указывают на это, перфекционисты злятся, нервничают, так как не понимают, почему произошла такая ситуация. Однако от ошибок никто не застрахован, и в этом нет ничего страшного. Пока вы не услышите замечание, не сможете развиваться и совершенствоваться.
Люди с низкой самооценкой также очень чувствительны к критике. С одной стороны, неуверенность в себе заставляет их развиваться и двигаться дальше, а с другой - плохие отзывы очень сильно расстраивают таких людей. Они переживают, день за днем анализируют свои ошибки, однако это не помогает, а наоборот, еще больше тормозит развитие. Именно поэтому важно знать, как правильно реагировать на нелестные замечания, чтобы они шли на пользу, а не выбивали из колеи.
Мы подготовили для вас несколько идей, чтобы воспринимать критику правильно.
🧘🏼Подготовьте себя
Лучше всего, когда вы примерно понимаете, что сделали не так. Так вы можете внутренне подготовиться к критике и не так болезненно на нее реагировать. Если вам нужно получить фидбек по выполненной работе, попросите заказчика об этом, не теряя уверенность в себе. Постарайтесь сохранять нейтральную позицию вместо того, чтобы напрашиваться на фальшивое одобрение или уничижительный ответ.
🗣Слушайте критику
Когда человек вас критикует, не стоит отвлекаться на посторонние мысли или размышлять, чем вы ответите на его слова. Просто внимательно слушайте отзыв, иначе упустите важные детали в словах оппонента, вследствие чего будете выглядеть глупо. Не перебивайте, не пытайтесь оправдываться, а мотайте на ус. Молчание не является признаком безразличия. Наоборот, таким образом вы показываете, что уважаете чужую точку зрения и прислушиваетесь к мнению собеседника. Чем более спокойно и вдумчиво вы ответите, тем меньше неадекватной критики услышите в свой адрес и тем легче вам будет принять сказанное. Относитесь к критике с уважением и демонстрируйте умение слушать и слышать, иначе конфликта не избежать.
🌱Мыслите позитивно
Обратная связь - это ваш шанс понять свои ошибки и двигаться дальше с учетом сделанных выводов. Ассертивные люди, которые не зависят от внешних влияний и способны самостоятельно регулировать собственную жизнь, именно так и делают - они пользуются любой возможностью чему-то научиться, пускай и предварительно «набив шишку».
👨🏻💻Ведите себя по-взрослому
Внутренний ребенок руководствуется мимолетными желаниями и прихотями. А вот часть личности, именуемая «Взрослым», всегда остается рациональной и объективной. Перед тем, как нервничать и впадать в истерику, услышав отрицательный отзыв, его важно оценить по следующим параметрам:
1. Насколько эта критика конструктивна?
2. Насколько для вас важно мнение человека, который озвучил замечание?
Всегда важно помнить, что критикуют лишь ваш отдельный поступок, а не личность в целом. Если вы допустили ошибку в отчете и вам об этом сказали, вы не становитесь автоматически ужасным человеком.
🧠Переключите собеседника с эмоций на факты
Предположим, вы написали статью, а она не понравилась заказчику. Он нервничает, так как сроки публикации поджимают, и вместо того, чтобы конкретно указать на ошибки, кричит, ругается и называет вас бездарем.
Как поступить в этой ситуации?
В первую нужно дать собеседнику успокоиться, а потом переключить его с эмоций на факты.
Спросить, что именно не понравилось, сколько у вас есть времени на исправление ошибки, какими источниками нужно пользоваться, чтобы материал был максимально достоверным и полезным для читателя. Конечно, вы можете не углубляться в проблему, сказать, что заказчик придирается и ваша статья идеальна. Однако правильнее будет услышать всю обоснованную критику, а затем делать выводы.
📌Не торопитесь с ответом
Иногда лучше отложить разговор на потом или взять небольшую паузу, чтобы успокоиться и привести мысли в порядок. Поймите, что ваша цель - решить конфликт, а не усугубить его. Можно использовать тактику задержки, отразив сказанное собеседником. Повторите его мысль: «То есть, вы считаете, что…», «Я правильно понял, что вы…» Либо скажите прямо, что вам нужно взять паузу, чтобы собраться с мыслями, еще раз обдумать все факты и найти решение проблемы.
🛡 Защищайте себя
Критика может быть необоснованной и агрессивной, либо человек просто неудачно выбрал место и время для подобного разговора. В этом случае вы имеете право защищаться и отстаивать свою точку зрения. Например, коллега подошел к вам перед важным совещанием и начал говорить, что из-за вас заказчик отказался работать с компанией.
Если бы ситуация была другая, вам следовало уточнить, что имеет в виду коллега и какие действия с вашей стороны привели к такому результату. Однако через две минуты вы должны зайти в конференц-зал и обсуждать не менее важные проблемы, и вам нужно собраться с мыслями. Поэтому уместнее всего отложить разговор до лучших времен.