Железные дороги России берут свое начало с 1834 года. В то время целями правительства было освоение, объединение и заселение огромной территории страны. Тогда и решили пригласить известного инженера Франца фон Герстнера, который прибыл в Петербург. Он исколесил страну в плоть до Урала, и создал для Николая Iсерьезный отсчет.
Вот оттуда цитата:
«…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения...»
Для начала было принято решение о строительстве небольшого участка железной дороги от Петербурга до Красного села протяжённостью в 27 км. Так и появилась в 1836 г. знаменитая Красносельская железная дорога. Несколько дней сам инженер фон Герстнер был машинистом первого поезда на паровой тяге.
Для того, чтоб перевезти больше грузов и для удобства пассажиров, колею решили сделать шире, а не повторять с европейских стран, которую имеют ширину еще с римских повозок. Свои паровозы в России строились уже 1845 году, а в 19 веке вообще начался железнодорожный бум. Для строительства привлекали частных инвесторов, сооружали мосты через крупные реки. Был создан фонд, который давал кредиты на строительство железных дорог. Фонд был создан на деньги вырученные с продажи Аляски.
В 1857 году приняли решение о строительстве транссибирской железной дороги, для освоения Дальнего востока и Сибири. До сих пор эта дорога не знает себе равных в мире по своей протяженности и быстроте постройки. Так же была построена стратегически важная Оренбургская железная дорога – торговый и военный путь в Азию. И «хлебная» дорога в Поволжье.
Конечно, такое развитее дорог не получилось бы без двух людей, первого министра путей сообщения П.П. Мельникова и С.Ю. Витте, который способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство. Во времена Мельникова возводились самые дешевые железные дороги, а Витте предложил сделать монополию на ж.д. тарифы и ввести принцип, чем дальше, тем дешевле.
Во времена ВОВ, возведение железных дорог не прекращалось, были возведены такие дороги, как Северо-Печерская до Воркуты – а это уголь и металлургия, от Шлиссельбурга по ледовой переправе, для доставки грузов в блокадный Ленинград, для Сталинградского фронта построили Волжскую рокаду.
На данный момент протяженность железной дороги России составляет более 122 тыс. км. ОАО «РЖД» принадлежит 80% дорог, которые были построены до 1917 года. В советские времена строились дороги, но в основном в союзных Республиках.