Первая связана со сменой режимных моментов
В первую очередь это связано с тем, что новый школьный режим предполагает необходимость в своевременном пробуждении, а также соблюдении домашних заданий. При отсутствии необходимых навыков у ребенка возникает излишняя усталость, проблемы с дисциплиной, пропуски.
К формированию соответствующих привычек большинство семилетних детей готовы. Нужно лишь, чтобы родители и учитель ясно и четко выражали новые требования к миру ребенка, постоянно контролировали их выполнение и принимали меры поощрения и наказания с учётом индивидуальных особенностей детей.
Вторая трудность - это отношения с учителем, с одноклассниками и семьей
Учитель для ребенка выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Он постоянно оценивает работу детей. Не смотря на то,что его позиция такова,что ребенок не должен испытывать страха перед ним, одни дети становятся чрезмерно скованными и развинченными (дома же они бывают совсем другими).
Многие школьники испытывают трудности в общении с новыми людьми и испытывают чувство одиночества. Важный момент, в первые месяцы нахождения ребенка в школе – привить ему чувство того, что он является частью коллектива сверстников, младших и старших товарищей.
При поступлении в учебное заведение ребенок меняется статус ребенка в семье. Ему приходится выполнять новые обязанности и принимать новые права (например – школьнику необходимо отвести особое место и время для домашних заданий, нужно считаться с режимом его дня). Многие семьи относятся к правам ребенка с уважением.
Нередко наблюдается даже такая картина: ощущая готовность взрослых сразу удовлетворить запросы "школьного труженика", часть детей начинает диктовать семье тот уклад домашней жизни, в центре которого находятся они - школьники. Поэтому внимание к первокласснику в семье нужно сочетать с показом ему не менее важных интересов и забот других ее членов.
Третью трудность многие первоклассники начинают испытывать в середине учебного года -снижение мотивации
По мере привыкания к внешним атрибутам школы у ребенка гаснет первоначальная тяга к учению и в результате нередко наступают апатия и безразличие.
Учителя порой стремятся преодолеть их, внося в материал элементы внешней занимательности. Но этот прием действует лишь кратковременно. Самый лучший способ избежать «насыщения» учением – это давать детям сложные учебно-познавательные задания, которые требуют от них освоения соответствующих понятий.
При психологической перестройке ребенок приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. На основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению.
Однако не стоит забывать, что учеба – это тяжелый и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, Но не стоит лишать её радости, игры, поскольку игра все еще является важным видом деятельности.
Основными показателями благоприятной адаптации ребенка к школе являются:
· формирование адекватного поведения;
· установление контактов с учащимися и учителем;
· овладение навыками учебной деятельности
Признаки дезадаптации:
Ребѐнок уставший, не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром, жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности.
Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде. Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.
Как помочь ребенку?
- В первые недели обучения первоклассника в школе: важно помочь ребѐнку поверить в себя, в свои силы и возможности. Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребѐнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
- Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
- Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
- Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребѐнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
- Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребѐнка с другими детьми — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
- И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе. Поэтому для ребенка важно. чтобы рядом оказался понимающий и мудрый взрослый, готовый прийти на помощь