Найти в Дзене
Старый Люнет

Новая эпоха в истории косы Фрише Нерунг

Весна 1945 года открыла новую эпоху в истории косы Фрише Нерунг. Она стала самой западной точкой России, и у неё появилось новое название – Балтийская коса.

Правительством СССР было принято решение восстановить и использовать инфраструктуру, оставшуюся от немцев. И незамедлительно нашлось применение для аэродрома.
Автор рисунка - калининградская художница Л.Тамбовцева
Автор рисунка - калининградская художница Л.Тамбовцева

26 апреля 1945 года, когда ещё на косе гремели бои, Народным комиссаром ВМФ был подписан приказ о формировании 17-й отдельной смешанной авиационной эскадрильи с базированием на аэродроме «Нойтиф». Сформированная эскадрилья сразу начала выполнять боевые разведывательные полеты в районе острова Борнхольм.

А 11 мая экипаж младшего лейтенанта Н.С. Мелокумова на гидросамолете PBN-1 доставил группу советских парламентариев в порт Рённе для вручения ультиматума сопротивляющимся на острове немецким войскам.

Летающая лодка PBN-1
Летающая лодка PBN-1

На вооружение этой эскадрильи поступили 6 летающих лодок Бе-4, 2 летающие лодки PBN-1 – Nomad, 2 самолета связи По-2, звено 6 истребителей прикрытия Як-9. Позже в 1947 году эскадрилья получила 5 гидросамолетов PBY-6A «Catalina».

Летающая лодка "Каталина"
Летающая лодка "Каталина"

Летающие лодки «Каталина» поставлялись в СССР по ленд-лизу и в своем классе в то время являлись лучшими в мире. Они оборудовались колесными шасси, и могли не только совершать посадку на воду, но и наземные аэродромы. Гидрогавань на косе идеально подходила для таких самолетов. А для стоянок и ремонта использовались ангары.

Карта Балтийской косы
Карта Балтийской косы

К всеобщему удивлению они были не сильно повреждены, несмотря мощные бомбардировки 1945 года. Все шесть ангаров имели разные размеры и необычную конструкцию, чем привлекали военных инженеров со всей страны. Как оказалось, коса была единственным местом в Европе, где были построены сразу разные типы таких капитальных строений.

Удивление инженеров вызывали и мощные фундаменты, отлитые на зыбких песках. Три ангара были выполнены из стальных ферм и профилей, с мощными балками для подъема и ремонта самолетов.

Вид ангара изнутри
Вид ангара изнутри
Ангар № 6 (разобран)
Ангар № 6 (разобран)

Другие три отлиты из железобетона. В одном из них был огромный подвал. Рядом с ангарами находились различные пристройки из кирпича.

Ангар № 2
Ангар № 2
Ангар № 3 изнутри
Ангар № 3 изнутри

Первый ангар использовался советскими военными в качестве автопарка, и даже некоторое время как кинотеатр. В остальных были стоянки и ремонт самолетов. Пристройки использовались для размещения личного состава.

У всех ангаров были электрические ворота типа "гармошка". Фото 1939 года
У всех ангаров были электрические ворота типа "гармошка". Фото 1939 года

Сам аэродром «Нойтиф» в ходе военных действий был поврежден и требовал реконструкции. В перекрестье взлетно-посадочных полос торчала неразорвавшаяся авиационная бомба. Весь май 1945 года шло разминирование косы, территории поселка и аэродрома. В 1947 -1948 годах здесь была установлена современная по тем временам система посадки ОСП-48: радиопеленгатор, две приводные радиостанции, светотехническое оборудование и т.д.

Бе-12
Бе-12

В связи с размещением на косе одного полка 24-й гвардейской истребительной авиационной дивизии Балтийского флота и возросшими требованиями, в 1950 – 1951 годах была произведена серьезная реконструкция летного поля. Взлетно-посадочная полоса была удлинена до 2000 метров, а ширина до 60 метров. Появились и дополнительные рулежные дорожки.

ВПП аэродрома "Нойтиф"
ВПП аэродрома "Нойтиф"

Мирная жизнь тоже возвращалась в поселок, в котором располагался советский гарнизон «Нойтиф». Вслед за офицерами и солдатами приезжали их жены и дети, появлялись ясли и школа. О непростой послевоенной жизни и невероятных семейных историях читайте в следующем выпуске.

Дорогие друзья! Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш канал!

Источники: Михаил Шмутинский, «Восточная Пруссия. Бои на косе Фрише Нерунг», 2020 г.

Валерий Цветков, «Балтийская коса», стр. 184 – 240

#старыйлюнет #проектвоенныетайны39 #балтийскаякоса #балтийск #фондпрезидентскихгрантов #pgrants #калининградская область #балтийское море #история #вов #аэродром #нойтиф #фришенерунг #люфтваффе #заброшка