Найти в Дзене
Словодел

Либо дрова, либо контракт: как Катар выкручивает руки Германии с поставками СПГ

Германия и Катар не смогли договориться об условиях контракта на поставки СПГ. Выдвинутые Дохой требования показались руководству ФРГ слишком суровыми. Впрочем, как объяснил корреспонденту «Слово и Дело» политолог Владимир Шаповалов, вариантов у Берлина не так много, как ему бы хотелось.

Согласно сообщению агентства Reuters, ссылающегося на собственные источники, камнем преткновения стал долгосрочный контракт, на подписании которого настаивает катарская сторона. Минимальный срок, который согласны рассматривать в Дохе — 20 лет. Это приблизительно в два раза больше, чем в среднем по планете.

При этом Берлин рассчитывает постепенно сокращать выбросы углекислого газа. А Катар известен особой любовью к схеме «бери или плати», которая не подразумевает гибкого реагирования на запросы покупателя. Кроме того, как пояснил заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов, немцам придется серьезно вложиться в инфраструктуру.

«Нужно понимать, что для Германии лучше всего российский газ. Это самый дешевый и надежный вариант. На него рассчитана вся немецкая инфраструктура в газовой промышленности. Что касается СПГ, то Германия в настоящий момент не располагает достаточным количеством объектов, которые бы позволили принимать необходимое количество сжиженного газа. Для их развития нужны колоссальные инвестиции», — заявил он.
-2

Также эксперт напомнил, что рынок газа на планете достаточно узкий, на нем присутствует всего несколько стран-экспортеров. В мире просто нет достаточного количества газа, чтобы по щелчку пальцев возместить российские поставки в Германию. Добычу можно нарастить, но это потребует очень крупных вложений. И в этой ситуации у Катара есть все условия, чтобы выкручивать руки Германии.

«Немцам придется пойти на очень серьезные уступки Катару, потому что альтернативы попросту нет. Либо Германия переходит на дрова и биотопливо, то есть навоз. Либо признает, что она не в состоянии отказаться от российского газа. Либо она принимает предложения Катара», — подчеркнул эксперт.

Еще одним требованием Катара, которое вызывает недовольство ФРГ, является запрет на перепродажу сырья третьим странам. С Россией такая схема работала. И не только приносила в немецкий бюджет дополнительные средства, но и давала Германии дополнительные рычаги давления на партнеров. Однако теперь от нее придется отказаться.

«Россия в силу своего доброго отношения к нашим партнерам допускала реэкспорт российского газа. Например, как сейчас из Германии в Польшу. Хотя по большому счету это нарушение контрактных обязательств. Для России было бы выгоднее, если бы Германия так не делала. И Катару будет выгоднее, если каждая европейская страна на своих условиях будет заключать с ним соглашения. В этом случае можно будет сыграть на разнице условий в разных странах, и навязать другим государствам еще более кабальные условия, чем Германии», — объяснил Шаповалов.
-3

Эксперт подчеркнул, что требования Дохи относительно запрета на реэкспорт хоть и являются экономически обусловленными, но не стоит забывать, что между Россией и Катаром неплохие отношения. И помимо интересов своего бизнеса Катар будет обращать внимание на позицию партнера по пусть и неформальному, но влиятельному «газовому ОПЕК».

Следующим кандидатом на попадание в зависимость от катарского СПГ является Польша, у которой в этом деле имеется некоторый опыт. Но на сегодняшний день Варшаву больше заботит граница с Украиной, которой, по словам президента республики Анджея Дуды, больше нет. В комментарии для «Слово и Дело» главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич рассказал, насколько далеко вглубь Украины простираются интересы поляков.