Найти в Дзене

Литературная викторина по творчеству Н.В. Гоголя «Однажды Гоголь…»

Ревякин Павел Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Слюсаревская основная школа Котовского муниципального района Волгоградской области. село Слюсарево Котовский район Волгоградская область Литературная викторина по творчеству Н.В. Гоголя «Однажды Гоголь…» Викторину проводит пасечник Рудый Панек. У нас, мои любезные на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчел в темный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, – тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонек, смех и песни слышатся издалека, бренчит балалайка, а подчас и скрипка, говор, шум… Это у нас вечерницы Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! Но нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как

Ревякин Павел

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Слюсаревская основная школа Котовского муниципального района Волгоградской области.

село Слюсарево Котовский район Волгоградская область

Литературная викторина по творчеству Н.В. Гоголя «Однажды Гоголь…»

Викторину проводит пасечник Рудый Панек.

У нас, мои любезные на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчел в темный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, – тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонек, смех и песни слышатся издалека, бренчит балалайка, а подчас и скрипка, говор, шум… Это у нас вечерницы Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! Но нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасечника Рудого Панька. Предвижу ваш вопрос.

Сам я читывал у Пушкина в « Полтаве»:

Цветет в Диканьке древний ряд

Дубов, друзьями насажденных;

Они о праотцах казненных

Доныне внукам говорят…(V,64)

Гоголь упоминает Диканьку в предисловии к первой части « Вечеров…» « Я нарочно и выставил ее на первом листке, чтобы скорее добрались до нашего хутора. Про Диканьку же думаю, вы наслышались вдоволь. И то сказать, что там дом почище какого-нибудь пасечникова куреня. А про сады говорить нечего: в Петербурге вашем , верно, не сыщите такого». Автор хорошо знал Диканьку с раннего детства. Наше село находится в 25 верстах от Полтавы. Дворов насчитывается почти 500. Две церкви( Николаевская и Троицкая), винокуренный заводик- и роскошная усадьба Кочубея. В свое время нашу Диканьку посетил император Александр I. В память об этом посещении были выстроены при въезде в парк каменные триумфальные ворота.

Еще при жизни Гоголя любознательные украинские краеведы пробовали искать реальный «хутор близ Диканьки», - но так и не нашли.

А сейчас я предлагаю вам познакомиться с нашими жителями. А это весёлые, сильные, бесстрашные парубки, красивые и гордые девушки, грубоватые и добрые их родители. Эти люди живут просто, естественно и красиво. В их мире добро торжествует над злом, любовь над ненавистью. Да мне сказали, что вы их хорошо знаете. А вот я сейчас и посмотрю, проверю.

« Чей портрет?»

1. Имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. Однако ж она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает между прочим заметить, мало было нужды до её красоты)… И, к чести её сказать, она умела искусно обходиться с ними.

( Солоха «Ночь перед Рождеством»)

2. (Ей) « не минуло ещё и семнадцати , как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе».

(Оксана «Ночь перед Рождеством»»

3. «Длинные ресницы её были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца; но как чудна, как прекрасна!»

(Панночка «Майская ночь, или Утопленница»)

4. «С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак…. На козаке решетиловская шапка. Козак идёт по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает. Вот он тихо остановился перед дверью хаты, уставленной высокими вишнёвыми деревьями. Чья же это хата? Чья это дверь? Немного помолчавши, заиграл он и запел…»

(Левко «Майская ночь, или Утопленница»))

5. «Всё село, завидевши его, берётся за шапки; а девушки, самые молоденькие, отдают добридень… (Он) крив; зато одинокий глаз его злодей и может увидеть хорошенькую поселянку…»

(Голова «Майская ночь, или Утопленница»)

6. На возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с чёрными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые вместе с длинными косами и пучками полевых, богатою короною покоились на её очаровательной головке. Всё, казалось, занимало её; всё было ей чудно, ново… и хорошенькие глазки беспрестанно бегали с одного предмета на другой».

(Параска «Сорочинская ярмарка»).