Найти тему
Нина Х.

ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА НА ПРОГУЛКЕ

Чем занять ребенка на прогулке?

Как часто мамы жалуются на то, что катастрофически не хватает времени на занятия с малышом! И при этом отправившись на прогулку с малышом ведут светские беседы с другими родителями, предоставляя чадам развлекаться самостоятельно, и лишь изредка поглядывают не передрались ли, не насыпали ли песку друг другу в карманы. А ведь именно во время прогулки можно устроить для крохи замечательные веселые уроки, которые он запомнит на всю жизнь. Конечно, когда ваш малыш весе­ло играет со сверстниками или самозаб­венно мастерит что-то из песка, не стоит отвлекать его, но вот если игра явно не клеится, ребенок устал или, наоборот, чересчур перевозбудился, самое время переключить его внимание.

Как найти клад в ближайшем от дома овраге?

Конечно же, на прогулке самое время заняться географией и астрономией. Прихватите с собой компас и объясните малышу, как с его помощью ориентиро­ваться на местности. Заодно стоит объяснить, как не заблудиться без компаса. Четырех-, пятилетним детям можно показать, как пользоваться планом и картой местности. В книге Б.П. Никитина „Интеллектуальные игры" есть подробные рекомендации, как это сделать. Можно даже отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью карты или устроить соревнования по спортивному ориентированию. Вдруг победителям повезет, и они „чисто случайно" обнаружат в близлежащем овраге клад? Ясным зимним вечером, когда рано тем­неет, попробуйте найти на небе Поляр­ную звезду, Большую Медведицу или другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите об их смене, предложите найти на ее по­верхности впадины-„моря". Найдите от­крытое место, где лучше всего видно за­кат, — поверьте, это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей. А, лю­буясь заходящим солнцем, можно заодно послушать интересный рассказ о том, что земля – это шар, который подставляет солнышку то один, то другой бочок.

Волшебная полянка в музее живой природы.

Если вы являетесь поклонниками попу­лярной сейчас системы Глена Домана, и вам нравится показывать детям карточ­ки с подписями, совсем необязательно заниматься этим только дома. Отправ­ляйтесь в ближайший сквер, парк, на бе­рег реки или просто в зеленый уголок двора. Па карточках из белого картона крупными буквами напишите названия предметов, с которыми вы наверняка встретитесь на улице: „дерево", „куст", „цветок", „камень"... А для детишек по­старше можно написать названия расте­ний и деревьев. Разложите карточки прямо на земле, прикрепите их к вет­кам, прислоните к цветам. А теперь поводите малыша по этой волшебной по­лянке, читая ему надписи на карточках. Ребенку лет четырех-пяти можно пред­ложить поиграть в музей живой приро­ды, пусть он правильно расставит кар­точки перед „экспонатами". Если же ма­лыш пока еще не умеет читать, помогите ему: „Где тут у нас одуванчик? Отнеси-ка к нему карточку!" или „Вот я пишу слово „сосна", а ты поищи, куда ее прикре­пить". Двух-трехлетним будет очень ин­тересно собрать гербарий или коллек­цию семян. Дома вы вместе рассортиру­ете образцы, наклеите их на карточки и подпишете. Вот вам и новое пособие! Есть еще одна великолепная развиваю­щая игра — „Таинственный сад". Вам понадобится небольшой клочок земли где-нибудь подальше от людных мест. Подберите семена, которые быстро рас­тут и не требуют особого ухода: фасоль, подсолнух, разные травы или неприхот­ливые яркие однолетники. Можно про­растить за зиму желудь или кленовое се­мечко, укоренить ветку тополя. Расска­жите малышу, что, к примеру, Золушка (или Винни-Пух) попросили вас помочь им вырастить сад. Вскопайте вместе с крохой землю (лучше всего приобретите для этого настоящий инвентарь — ма­ленький садовый совочек и грабельки), посейте и полейте семена, а потом почаще приходите в свой сад и наблюдайте, что происходит: вот проклюнулись ростки, вот показался первый листочек, вот показался первый бутон.

Малыш увидит, как его труд начинает приносить осязаемые результаты, научиться заботиться о тех, кто не может сделать этого сам. Кроме того, возня с растениями поможет крохе ощутить ход времени: ранней весной мы посеяли семена, к маю они проросли, летом появились цветы, осенью – плоды. Самые дотошные могут даже завести специальный дневничок и записывать туда «достижения» своих подопечных. Наблюдая с крохой за садиком, покажите ему, как опыляют цветы бабочки и как собирают мед пчелы.

Английский язык, спектакли и пейзажи.

Если вы довольно прилично знаете ка­кой-нибудь иностранный язык, можно играть в иностранцев, которые ну ни слова не понимают по-русски. Если вы введете за правило говорить на прогулке только на иностранном языке, малыш ос­воит его легко и без проблем. Правда, следует учесть, что сегодня и психологи, и лингвисты, и педагоги единодушны в том, что без особой необходимости не стоит начинать заниматься с маленьким ребенком иностранным языком до тех пор, пока он в совершенстве не овладеет родным, то есть, примерно до трех лет. Можно поиграть на улице и в театр.

Ваши дети придут в неописуемый вос­торг, если вы предложите им в лесу или в парке разыграть в режиме реального вре­мени сказку про Машу и медведя, Мальчика-с-пальчик или Заюшкину избушку. Иногда (только не очень часто, чтобы не надоело) предлагайте малышу прихва­тить с собой бумагу, карандаши и краски и поиграть в художников на этюдах. Объясните крохе, как делать наброски, рисовать пейзажи. Только ни в коем слу­чае не требуйте сходства с натурой: реа­лизм не характерен для детского рисун­ка. Лучше сами возьмите бумагу и каран­даш и порисуйте вместе с детьми. А по­том можно будет устроить дома неболь­шую выставку вашего творческого коллектива. Глядишь, и папу вслед за вами потянет на пленэр?

Уличная математика: природный счетный материал.

На прогулке можно заняться и мате­матикой. В лесу малыш легко и просто научится считать в пределах сотни. Со­берите несколько десятков шишек, палочек или камешков, разложите по десять на крупных кленовых листьях — вот вам и природное математическое пособие. На песке и асфальте можно чертить гео­метрические фигуры. А если соберется сразу несколько детишек, можно затеять увлекательную игру: дайте им моток ве­ревки и предложите самим превратиться в геометрические фигуры. Протягивая веревочки, друг другу, дети могут соста­вить ромб, квадрат, треугольник. Прихватив из дома рулетку или складной метр, можно измерить расстояние хоть между всеми деревьями в парке; рассчитать периметр площадки, необходимой для строительства замка из песка.

Селезни-ухажеры и трудяги-муравьишки.

Птицы и насекомые — самые доступные для городских жителей представители фауны. Отправляясь на прогулку, не за­бывайте прихватить с собой хлебные крошки для голубей, воробьев и уток или кусочки сала для синиц. Помните и о белочках: если вы будете вести себя ти­хо, они обязательно спустятся к вам за вкусными гостинцами. Зимой развесьте кормушки, а в начале весны можно попытаться соорудить скворечник. Папа (если, конечно, дети ему помогут) вполне справится с этой за­дачей. Приучите малыша наблюдать за птицами и животными тихо-тихо. Хо­рошо приходить на одно и то же место в разное время года. Весной посмотрите, как селезни ухаживают за уточками, ле­том полюбуйтесь на пушистых утят, а осенью понаблюдайте, как утки готовят­ся к отлету.… Тут самое время вспомнить и сказку про Серую шейку. Разыщите в лесу муравейник и после­дите за его обитателями. Расскажите малышу, как дружно живут муравьи, ка­кие они трудолюбивые, как храбро защищают свой общий дом от врагов. Детям обычно нравятся жуки: роскошные майские, важные скарабеи-навозники, яркие „пожарники" и изящные божьи коровки. Осторожно посадите жучка на листик и рассмотрите в лупу. Интересно попытать­ся рассмотреть в лупу и паука с паутиной. А вот гусеницу вполне можно прихватить домой, посадить в банку и попытаться превратить ее в бабочку. Обязательно обратите внимание, на каких листьях она сидела: ими ее и надо кормить.

- Основной принцип: не навязывать готовые решения.

Если вы — сторонники педагогики Монтессори, то на прогулке для вас открываются просто-таки неисчерпа­емые возможности. Все в той же песоч­нице или на берегу пруда можно за­няться исследовательской деятель­ностью: изучать соотношение объемов (а попросту — пересыпать - песок или пе­реливать воду из больших сосудов в меньшие и наоборот); развивать лов­кость крошечных пальчиков, сортируя и раскладывая по разным ячейкам плоды и семена (для их хранения подойдет ре­шетка для яиц или использованная ко­робка из-под шоколадных конфет), уп­ражняться в каллиграфии на шершавом песочке (по системе Монтессори нужна манка, но и песок подойдет не хуже!). Если вы захватите с собой из дома без­мен или небольшие бытовые весы, мож­но выяснить, что же тяжелее: ведер­ко с водой, с шишками или с песком. А с помощью нехитрых экспериментов ваш малыш узнает, что выше: дерево или кустик; что глубже: лужа или пруд; что на­ходится дальше от песочницы: качели или горка... А вот еще идея: займитесь сравнением физических свойств предметов: твердый камушек и мягкий пе­сок, гладкая трава и шершавая кора, горячий асфальт и холодная вода. Во время занятий не стоит давить на ма­лыша, пытаться сделать за него работу, мешать его наблюдениям и размышле­ниям или навязывать готовые решения.

Дворовые игры и детские открытия.

Дворовые игры нашего детства уходят в прошлое, и сегодняшние дети не пред­ставляют, чем можно заняться на про­гулке, не умеют строить групповую игру. Вместе с другими родителями помогаете

устраивать на детской площадке общие игры. Для маленьких подойдут „ручеек", „каравай" и „колечко". Тех, кто постарше, научите играть в „вышибалы", „класси­ки" и „казаков-разбойников". А может, кто-то из бабушек еще помнит, как игра­ют в лапту и штандер? Если вы знаете обрядовые игры, в которые играли на Рождество, Пасху, Благовещенье, обучи­те им детей. И все-таки самое важное на прогулке — это открытия, которые ваш малыш совершит самостоятельно, и опыт общения, который он приобретет, играя с другими детьми. Поэтому не на­вязывайте ребенку свою программу, а вступайте тактично и незаметно, когда почувствуете, что малыш уже устал раз­влекаться самостоятельно, которые он запомнит на всю жизнь. Конечно, когда ваш малыш весе­ло играет со сверстниками или самозаб­венно мастерит что-то из песка, не стоит отвлекать его, но вот если игра явно не клеится, ребенок устал или, наоборот, че­ресчур перевозбудился, самое время пе­реключить его внимание.