Школа – это место, где получают образование, а не где делают карьеру.
Когда мы выходим из хореографической школы и переходим в театр, мы обнуляем наши успехи. Потому что, приходя в труппу, вы сталкиваетесь с другой дирекцией. И дальше вас куда-либо ставят сообразно вкусу и представлениям о прекрасном того человека, который руководит труппой. Это уже не имеет никакого отношения к тому, что вы делали в школе.
У вас может 150 наград на конкурсах. В театре это не волнует ни-ко-го! Потому, как дальше сложится судьба – это было и в царское время, и в советское время, и сейчас, это зависит, как ты себя проявишь уже на месте работы. Я думаю, это касается всех профессий.
Ты начинаешь новую жизнь, в новом коллективе, с другими правилами – в каждом монастыре свой устав. Потому это твой шанс.
Другое дело, что есть очень много способных детей, чьи таланты никогда не раскрываются, потому что в этой труппе они не нужны. Я знаю многих, которые хотят работать в Большом театре, но физически они этому театру не подходят. Физически они не могут в нем работать. Но хочется.
Кто-то успел «удачно подстроиться» и его ставят, а кто-то по «глупости» своей никак не может понять, что для этого надо сделать. Поверьте! По-другому не бывает. Потому что очень мало имен таких, как Светлана Захарова и я, которые благодаря «ногам» туда пришли. Многие по-другому туда пришли. В их случае все по-другому складывается. Театр – это другая субстанция.
То, что трудно, я с трудом это зарабатываю. Но понимаете, в моем случае было хорошо то, что я при наличии очень хороших природных способностей правильно выбрал профессию. Это была случайность. Вот у меня мое желание совпало с тем, что действительно для этой профессии было нужно. Это первое.
Второй момент – это опять-таки везение. Рухнул Советский Союз в момент моего прихода в театр. Сменились кланы, они поменялись. И у меня как у ребенка с улицы оказалось гораздо больше шансов как-то проявиться в этот момент, потому что старые кланы рухнули, а новые еще не появились.
А сейчас, когда дети туда идут, мне даже за них страшно, потому что я точно знаю, что их ждет, какой клан как себя поведет, потому что общество еще не переменилось. А в мое время был именно такой момент, мне очень везло.
Вы знаете, как Сцилла и Харибда все время сходятся, а я раз – и пробежал.
В моей жизни было очень много таких случайных закономерностей, очень много везений было. Видимо, это должно было со мной случиться. Потому я говорю, что я человек, не имеющий право на что-либо жаловаться. Я все время должен говорить: «Ну, спасибо!». Потому что все очень неплохо.