Найти в Дзене
radfem, but radvsem

ЛЕТЧИЦЫ, РАДИСТКИ, МЕДСЕСТРЫ И РАЗВЕДЧИЦЫ - ЖЕНЩИНЫ КАВКАЗА И ЗАКАВКАЗЬЯ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

~ Ляля Ужахова

Внучка знаменитого ингушского генерала Тонта Укурова. Закончив курсы медсестер, добровольно ушла на фронт. Все годы войны служила и воевала в составе зенитного батальона. Вначале была наводчицей, потом командиром орудия. Пришлось участвовать в ожесточенных сражениях под Керчью, затем под Москвой. Хотя бои были тяжелыми, Ляля вела себя мужественно. Вместе со своими боевыми подругами прошла фронтовыми дорогами, освобождая родную землю от захватчиков.

~ Аза Агнаева

Место призыва - г. Грозный. Лейтенант медицинской службы. Начальник зубоврачебного кабинета 5-й воздушной Армии. С первых дней войны Аза была на передовой, в начале на Юго-западном фронте, а затем и на втором украинском. Награждена орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены».

~ Илита Даурова

Боевая лётчица из Осетии. Для неё война началась под Туапсе. Ее зачислили в морскую авиацию. С первых же дней девушку окрестили прозвищем «Дика» - аббревиатура ее ФИО. Военная часть, куда определили Дику, занималась воздушной разведкой. Летали на самолетах У-2, которые спешно дооборудовались под военные нужды, но все же они оставались легкой мишенью для истребителей противника.

Во время одного из боевых вылетов, увидев, как несколько «мессеров» (немецкий истребитель) расстреливают беззащитный госпиталь, девушка ринулась на них, чтобы отвлечь огонь на себя. Одна из вражеских машин спикировала на нее, но Илите удалось увернуться, и «мессер», не сумев выйти из пике, врезался в землю. Оказалось, что сбитым Илитой самолетом управлял один из лучших немецких асов. Пленный летчик не мог поверить, что за штурвалом У-2 сидела женщина. Убедившись в последнем, он подарил ей часы в знак восхищения.

Ранней весной 1942 года Илита в составе звена старшего лейтенанта Ефименко попала под обстрел вражеских зениток. Подбитая «уточка» Дики камнем полетела в море, но девушка успела выпрыгнуть и очутилась в ледяной воде. Ее подобрали матросы с подводной лодки. Раненная девушка оказалась в осажденном севастопольском медсанбате с двусторонним воспалением легких. В бреду, она начала кричать на осетинском, а рядом как раз оказался комиссар медсанбата Сергей Санакоев. В окруженном немцами городе он по-отечески опекал молодую, но уже известную на фронте Дику.

После госпиталя вернуться в свою дивизию Дика не смогла – эскадрилью перебросили в Азербайджан. Ей же пришлось оставаться в Севастополе. Из-за острой нехватки самолетов девушку рекомендовали в полевую разведку. Вскоре немцы вновь атаковали город. Это были последние дни героической обороны Севастополя. Взрыв гранаты. Осколочное ранение в голову. Контузия. Эвакуация. Пришла Илита в себя уже на больничной койке в стационарном госпитале. Тяжелейшее ранение головы заставило врачей настоять на её демобилизации. Попытки опровергнуть их диагноз разбивались о нестерпимые боли. В 1944 году девушка вернулась на Родину. День Победы она встретила в Осетии. Ей было 25 лет.

~ Зулейха Сеидмамедова

Одна из первых летчиц-азербайджанок, 23-летняя бакинка. Боевым пилотом летала во фронтовом небе, не давая спуску фашистам. Входила в состав женского 586-го истребительного авиационного полка.

Зулейха летала с Марусей Кузнецовой: первая в нападении, вторая прикрывает. Лётчицы полка на истребителях прикрывали от налётов немецких бомбардиров крупные промышленные центры и железнодорожные узлы, охраняли мосты через Волгу, Дон, Воронеж, Днепр, Днестр. Ни один объект, охраняемый полком, не пострадал от налётов противника, хотя немцы, практически круглосуточно бомбили города. Инженер-штурман Зулейха Сеидмамедова совершила более 500 боевых вылетов, участвовала более чем в 40 воздушных боях.

Однажды Зулейху вызвало руководство. Зайдя в кабинет, она увидела перед собой представительного на вид пленного немца, как оказалось, генерала. Показав на Зулю, ему объяснили, что эта девчонка и сбила его самолёт. Немец долго был в недоумении.

В последний раз Зулейха села за штурвал своего самолета в 1945 году, под Бухарестом. Это был ее 501-й вылет. Но уже не боевой — ведь война заканчивалась. И девушка возвращалась на Родину, надо было начинать мирную жизнь.

~ Розалия Абгарян

Ей было 18 лет, когда началась война. Она и ее одноклассницы записались добровольцами на фронт. Пошли в военкомат, и вскоре их записали на курсы радиотелеграфистов. Три месяца обучали. В результате немецкого авианалёта на поезд с новобранцами, жертвами которого стали многие товарищи Розалии, сама девушка была ранена в голову. После лечения была направлена в 88 полк связи 18-й армии СССР, в составе которого прошла всю войну.

«Говорят, что у войны не женское лицо. История человечества, да и моя жизнь, доказывает обратное. В минуту опасности для родины и семьи, женщины всегда находились рядом со своими мужьями и сыновьями. Не стала исключением и Великая Отечественная. Огромное число молодых девушек и женщин встали на защиту своей родины, на защиту своего дома, который назывался Советским Союзом», – говорит Розалия Сергеевна.

За 1418 дней Розалия Абгарян прошла путь от Ворошиловграда (ныне Луганск) до Праги. Девушки работали в полевых условиях. Находясь между своими расположениями и вражескими окопами, на переносных радиостанциях координировали огонь с воздуха по боевым квадратам с фашистской техникой и военной силой.

«Май 1945 г. я встретила в Чехословакии. Сижу за приемником и сквозь шум слышу: «Помогите! Прага в опасности!» Это были чешские повстанцы. Доложила командиру, он – в штаб. Командование приняло решение поменять направление боевых действий, и 9 мая 1945 года Прага была освобождена от фашистов… Победа! О ней мечтали, к ней стремились все те, кто прошел тяжелыми дорогами войны».

~ Вера Ханукаева

До начала ВОВ она пошла служить в армию, получила звание старшины. Одной из первых среди девушек Дагестана старшина Вера Адинагуевна Ханукаева в 1936 г. стала парашютисткой. В 1941 году добровольно вступила в действующую армию и с первых дней участвовала в обороне Сталинграда. Всю войну была радисткой, участвовала в освобождении Украины, Молдавии, Румынии и Венгрии.

5 февраля 1944 года требовалось установить связь с фронтом, старшина Ханукаева, не отходя от передатчика и приемника мощной радиостанции, трое суток бессменно держала связь с командным пунктом Одесского Корпрайона ПВО со своими корреспондентами, не смотря на помехи в эфире и работы вражеских радиостанций. И только при установлении крепкой и бесперебойной связи передала дежурство. За этот подвиг старшина Ханукаева была награждена медалью «За боевые заслуги».

~ Зурият Тлисова

Партизанка отряда «Красный кавказец». В активе отряда насчитывалось 15 женщин - медсёстры, связные, разведчицы, бойцы, повара. Зурият подавала пример товарищам своей стойкостью, мужеством, выносливостью.

12 раз она ходила на задание, и всегда успешно, принося ценные сведения о базе противника. Во время выполнения очередного задания фашистам удалось выследить Зурият. Её подвергли нечеловеческим пыткам. Фашисты требовали, чтобы она выдала партизанские явки, руководителей подполья, места, где они получают боеприпасы. Незадолго до своей казни из тюрьмы в Черкесске ей удалось переслать записку сестре Цусиме: «Сегодня мы сами копали себе яму. Нас здесь 48 человек, и всех нас завтра не станет. Я клятву дала Родине быть её достойной дочерью, мстить врагу и ни на секунду не отступать от клятвы».

Посмертно награждена орденом «Красная звезда» и медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.

~ Зоя Эркенова

Работала операционной сестрой в полевом госпитале, фельдшером в артиллерийском и авиационном полках. Карачаевка. На фронт ушла в первые дни Великой Отечественной. «Отец мой был человеком законопослушным. "В трудный день для страны, будь храброй, дочка", - сказал он прощаясь. А мать... Как и любая мать, плакала».

- В одном из сел близ Вязьмы шли ожесточенные бои. Раненных было так много, что трое суток мы не могли отойти от операционного стола. Ноги отекали, невозможно было работать зможно было работать в сапогах, и, в конце концов, пришлось снять их, на меня надели мужские носки, бросили под ноги какую-то тряпку, нянечки нас поили кофе, пытались накормить. Однажды пришлось прооперировать 16 раненых. Ампутировали кому руку, кому ногу, и концу дня из отрезанных рук и ног образовалась целая гора. Оставаться наедине с этой горой было страшно, казалось, что они сейчас начнут тебя бить …Глядя на стонущих, всегда чувствовала себя виноватой. Некоторые раненные жалобно просили помощи.

- В Смоленских лесах наш полевой госпиталь располагался в хвойном бору. Однажды наши повара пригнали корову, - улыбаясь вспоминает Зоя. - Мы решили, что будем её доить и поить тяжелораненых парным молоком. Встал вопрос: кто же будет доить? Кроме меня не нашлось человека, умеющего это делать. Там мы находились две недели. Все эти 14 дней я доила и до последней капли отдавала молоко тяжелораненым. Эта корова тогда нам очень помогла.

Эркенова в Торжке ассистировала и знаменитому хирургу Геролафу. Только ей, опытной медсестре, было разрешено делать переливание крови раненым, наравне с хирургом. Он - за одним операционным столом, она - за другим. Зоя спасла многим жизнь.

С фронта вернулась в декабре 1945 г. Вернулась, но, как сама говорила, на "вторую войну". Это была война с голодом, с унижением, с нищетой, с болезнями.

~ Гогола Каранадзе

Из Батуми война её настигла, когда она училась в 10 классе. О начале военных действий ученикам рассказал директор школы, тогда юная Гогола решила, что пойдет на войну. "Ты чего? Какая тебе война?" – говорили ей люди, соседи, родители. Но девушка упрямилась: "Я там хотя бы воды воинам подам", – отвечала Каранадзе и осуществила задуманное.

Грузинка прошла трехмесячный курс радиотелеграфиста в Харькове, после чего отправилась на фронт, где служила разведчицей. На войне ее называли "кавказской дикаркой". На фронт Гогола Каранадзе пошла с длинными черными волосами и вернулась с войны так, что даже не остригла кос. "Мы шли, шли, была ночь, – вспоминает Гогола. – Вошли в лес, был мороз, ноги скользили. Когда немного рассвело, увидели замерзшие трупы совсем молодых парней. Мое сердце рыдало. Тогда я сказала, что пожертвую каждой каплей своей жизни ради Родины".

Гогола воевала на Кавказском фронте, на Украине, а в 1945 году присоединилась и ко второму фронту в Дрездене. Смелость и самоотверженность грузинки спасли три батальона. Не обошлось и без потерь – Гогола получила сильное ранение в глаз, месяц пролежала в госпитале в Дрездене. Когда в августе 1945 года она вернулась домой, отец, увидев ее, закричал: "Мальчики, смотрите, моя дочь вернулась с войны!".

~ Саният Базоева

Ушла на фронт добровольно с третьего курса медицинского техникума. Определили ее санинструктором в 1077-й зенитно-артиллерийский полк. Были моменты, когда Саният, встав у зенитного орудия вместо убитого солдата, вела огонь по фашистским бомбардировщикам.

«Героических подвигов я не совершала. Все было буднично. Попала в самое горнило войны, где для меня начались военные будни, наполненные болью, беспрерывными стонами, кровью, смертью и состраданием к мукам раненых. Война и женщины вообще несовместимы».

Девушка из с. Кашхатау (КБР) пользовалась уважением среди фронтовиков. Она всегда была рядом с ними в бою, а в короткие часы затишья штопала им шинели, писала письма за тяжелораненых, перевязывала раны бойцам. Она вспоминала, что когда кто-то умирал на ее руках, потом долго не приходила в себя, ведь ей тогда было всего 19 лет.

В боях за Сталинград Саният получила пулевое ранение в руку. Под Бухарестом, в третий раз за войну, была ранена в голову и получила тяжелую контузию. На этот раз однополчане не надеялись, что она выживет. 9 месяцев она пролежала в одном из госпиталей Подмосковья. Помнит, что весь персонал госпиталя заботился о ее здоровье. Она не разговаривала, не двигалась, кормили ее из ложки. Лишь в День Победы, когда кто-то из раненых громко крикнул: «Война закончилась!», к ней вернулась речь.

И мы продолжим говорить о героинях этой войны из года в год в День Победы, чтобы восхищаться бескрайней доблестью, острым умом и решительностью людей, имена которых навеки хранимы и не забыты.