В Материалах по истории БАССР, опубликованы сотни интереснейших документов рассказывающих о истории нашего края, народа, колонизации, восстаниях, войн и др. важных событий. В этой записи, мы хотим ознакомить читателей с очень интересным документом, рапортом И.К.Кирилова. А рапорт интересен тем, что в ней рассказывается: -о башкирском восстании 1735—1740 годов, причиной которой является Оренбургская экспедиция и основание крепости Оренбурга:
- восставшие башкиры для империи были "ворами", и в рапорте Кирилов, также озлоблено называет башкир "ворами";
- башкиры всячески препятствовали Оренбургской экспедиции;
- также следует отметить что "Оренбурх" основанный в 1735 году в настоящее время именуется, как Орск, а Оренбург, который в настоящее время является областным центром, был основан позднее, в 1743 году, а пока не был основан Оренбург на новом месте, название "Оренбурх" носил Орск;
- на землю, на который был основан "Оренбурх" в 1735 году, претендовали башкиры родов усерган и бурзян;
- может быть самым интересным моментом в рапорте является то, что в ней говорится о существовании крепости до прихода сюда колонизаторов, сам Кирилов отрицает принадлежность городка башкирам и называет их нагайскими или катайским, хотя признает, что башкиры и кайскаки обитали в этих местах и "одно звероловство имели, а жилья и кочевья никакого не было". Но пусть даже городок был не башкирским, но сам документ уже подтверждает о наличии города до прихода сюда колонизаторов и это не отрицает Кирилов, как делают некоторые псевдоисторики и шовинисты, мол не могут быть города у кочевников, тем более у полукочевников башкиров.
№ 41. 1735 г. октября 17. - Рапорт И. К. Кирилова в Кабинет о принадлежности земель, на которых основан г. Оренбург. Ее императорскому величеству самодержице всероссийской всеподданнейший в Кабинет репорт.
В.и.в. указы июля от 19, августа от 27 и 31 чисел получил сего октября 15 дня в Уфе (ибо оных за опасностию от воров башкирцов невозможно было прислать), но и оным в.и.в. указом о являвшихся ворах башкирцах, каким они образом нечаянное нападение учинили, усмотри оплошность следующих за мною Вологоцкого полку рот, на подполковника и обоз, и с того времяни воровство свое продолжают, и что Оренбурх новой уже основан и утвержден и там никакой противности нет, о том о всем всеподданнейше доносил с пути июля от 23, из Оренбурха августа от 19, из Сакмары сентября от 23 и ныне от Уфы октября 17 чисел. И на первое доношение в.и.в. 2 упомянутая последния указы получил, а до получения оных по ордером генерала-лейтенанта Румянцева, яко главного командира, поступал и впредь поступать буду. А что прежде всеподданнейше доносил о башкирцах, кои остались в верности - Сибирская и Осинская дороги, да из Нагайской и Казанской не все, в том и ныне состоят, а наипаче те, на чьих землях Оренбурх основан с радостию при закладе были. И объявил им, что в.и.в. милости за те земли 500 руб. дано будет, кто докажет, чья та подлинная земля и угодьи. И по тому объявлению хотели за мною быть в Уфу лутчие люди от 2 волостей, Усергенской и Бурзенской, [между которыми в том спор произошел - одни называют своею, а другие своею ж], то б жалованье по доказательству правым получить. А я, нижайший раб, от протчих башкирцов подлинно уведомлен, что ничья, но пустая земля, иногда оные, яко ближних волостей башкирцы, а иногда кайсаки одно звероловство имели, а жилья и кочевья никакого не было. Одно найдено старинное нагайское или прежде их бывших катайсцов жилище - земляного городка валик в том месте, где первая крепость зделана, и знатно бывало строение каменное, ибо кирпичи и образцы ценинные, также ломанная стеклянная и глиненая посуда является, и около во многих местах того ж нагайского народу и идолаторские могилы и осыпи есть. А что по полученным ведомостям воры башкирцы к нынешнему своему бунту говорят притчиною строение оного нового города, и то одна затейка, ибо их земель и угодей неточию около Лика реки, но и нигде в тамошних местах нет, но одно попущенное своевольное житье побудило к получению добычи, усмотря оплошность вологоцких рот командиров. И как тут удалось обозу оторвать и пожить иметь, а сторон ниоткуду высылки на них не было, то более воровать осмелились. К тому ж упование имеют на прежнее отпущение, о чем явно в приложенном с татарского письма переводе. И те все обстоятельства к помянутому генералу-лейтенанту сообщил. В.и.в. нижайший раб Иван Кирилов. Уфа. Октября 17,1735 г. Нал. 388-а об. помета о получении: Получено ноября 8 дня 1735. Дела Сената по Кабинету. Кн. 54/1131. Л. 381-381 об. Материалы по истории БАССР том 6 стр. 83-84.