Найти тему

Лабиринты Бомбор

Благополучно переночевав у друзей, утром 11 мая мы сразу же отправились на автовокзал — очередей уже нет, но и мест на ближайшие рейсы тоже. Берём билеты только на 12:05… Хорошо, что прямо напротив вокзала есть такое колоритное место, как Бомборы! Мы уже пару раз бродили там раньше с огромным интересом, и новое свидание с этими лесенками, узкими проходами, старыми лачугами и вполне уютными домиками стало для нас настоящим подарком. Всё-таки здорово, что на утренние рейсы не было билетов! Так славно на этих старых улочках, такое приятное безвременье…

-2

Правый склон Лабораторной балки, что над площадью Ревякина — это крутой обрыв тридцатиметровой Бомборской высоты, облепленный сверху донизу держащимися друг за друга домиками, стенами, оградами, деревьями, виноградниками — Бомборы. Туда два пути. Один — снизу, с площади Ревякина, по лестницам и тропкам. Или сверху — от Лазаревской по Пластунской, и по переулку метра в полтора шириной на главную улицу Бомбор — Первую Линию. По здешним масштабам, это проспект — местами до семи метров шириной. Как и Вторая Линия улицы вырублены в скале лет 150, а то и более, назад. Конечно, после английских бомбардировок тут вряд ли что осталось, но на старинной фотографии видна парочка белеющих на склоне домиков.

-3
-4
-5

С нагорной стороны сплошные подпорные стены, сложенные из дикого камня насухо или на глине, с противоположной — крыши и трубы домов.

-6
-7

И целое хитросплетение безымянных переулков, в большинстве своем ступенчатых, причем ступени либо из камня и бетона, либо грубо вытесаны в скале. Из стен смотрят наружу двери, на них — старинные массивные ручки или щеколды таких типов, какие в других местах, пожалуй, уже не встретишь.

-8
-9
-10
-11

И вот, казалось бы — ну что тут смотреть? Руины и заброшки? Выделяющиеся на их фоне аляпистые и безвкусые новоделы? Но среди них, нет-нет, да попадаются ещё старые белёные дома под живописной черепицей! А главное — необъяснимый мальчишеский азарт от блуждания по этому лабиринту лесенок и проходов, радость открытий новых домиков и лазов и какое-то особенное чувство уюта, мира, тишины…

-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

Бомборская высота памятна событиями первой обороны. На её вершине был сооружен 3-й бастион — неприступная крепость, которую так и не смогли взять англичане.

-23

Именно отсюда, с 3-го бастиона, совершено наибольшее количество вылазок в английские траншеи. На всю страну стали известны имена квартирмейстера П.М.Кошки, капитан-лейтенанта Н.А.Бирюлева, матроса Игнатия Шевченко, часто ходивших в вылазки, прославившихся храбростью, находчивостью, удалью. На месте бастиона разбит сквер и возвышается памятник Героям вылазок (воздвигнут в 1905 г., восстановлен в 1982-м). Это стройный обелиск, увенчанный бронзовым орлом. На одну из его граней вертикально наложен бронзовый меч в лавровом венке.

-24

В 1984 г. здесь же воссоздан памятник Игнатию Шевченко, ранее стоявший перед морскими казармами. Правда, пишут, что надписи на постаменте сейчас совсем не те, что были на оригинале. Ныне же на памятных табличках читаем: «Матросу Игнатию Владимировичу Шевченко Слава», «20 января 1855 г. Убит, спасая жизнь своего начальника.», «Тристосорокодневная Оборона Севастополя превосходит Бородино. Из приказа А.С.Меншикова», «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя которой героем был — народ русский /Л.Н.Толстой/»…

-25

Вниз-вверх убегают лесенки. И надо бы спускаться к автостанции, но уходить не хочется...

-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32

И напоследок ещё пара напоминаний о Дне Победы.

ГОРСВЕТ, ул. Ревякина, 1б.
ГОРСВЕТ, ул. Ревякина, 1б.
Памятник бронепоезду «Железняков» – паровоз Эл-2500 и железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180. Паровоз Эл-2500 («тип 1917 года») вместе с бронепоездом был завален в Троицком тоннеле. В 1946 г. был восстановлен и вплоть до 1967 г. водил поезда по крымским магистралям.
Памятник бронепоезду «Железняков» – паровоз Эл-2500 и железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180. Паровоз Эл-2500 («тип 1917 года») вместе с бронепоездом был завален в Троицком тоннеле. В 1946 г. был восстановлен и вплоть до 1967 г. водил поезда по крымским магистралям.

Наш автобус, кстати, не до Алушты — туда из Севастополя можно попасть только с пересадкой в Ялте или Симферополе. Конечно, мы выбрали Ялту. Как можно упустить возможность проведать Город счастья! Тем более, трасса вдоль побережья так красива...

11 мая 2014 г. (+13.06.2012 г.)

#севастополь #бомборы #крым #Большое Крымское Путешествие