Найти тему
Вестник

Напоминание, необходимое каждому

Все мы хотя бы раз в жизни слышали крылатое выражение "memento mori". Многие, услышав данные слова, даже не задумываются об истинном значении данного выражения: о его истории и о людях, которые его использовали.

Немного истории.

Данное выражение имеет латинское происхождение и дословно означает "помни о смерти", то есть помни о том, что рано или поздно придется умереть. Известно, что первыми эту фразу использовали римские полководцы, вернувшиеся с победой, в моменты триумфального шествия. За спиной военачальника ставили раба, обязанностью которого было напоминать триумфатору, о том, что несмотря на всю славу полководца, последний остается простым смертным. К примеру, Тертуллиан в 33 главе своей "Апологетики" писал: "Ему(императору) даже во время его триумфа, когда он находится на возвышеннейшей колеснице, напоминают, что он человек. Ибо, к нему сзади привязывают раба, который говорит: "посмотри, кто за тобою; помни, что ты человек".

Римский триумф
Римский триумф

Затем данное выражение использовал Орден траппистов, отделившийся от Ордена св. Бенедикта (Бенедиктинцев) в XI веке. По уставу, помимо правил любить Господа Бога, любить ближнего, не убивать, не предаваться блуду, не красть, не завидовать, не лжесвидетельствовать, уважать каждого человека, каждый член ордена был обязан помнить о судном дне, то есть о смерти - memento mori, что прописано в 44-ой главе устава Св. Бенедикта.

Memento mori в искусстве.

Теперь перенесемся в искусство, ведь и в этой составляющей человеческой жизни и общества латинское крылатое выражение оставило свой внушительный след. Можно утверждать, что благодаря этой фразе в живописи появился отдельный жанр.

Ванитас (лат. vanitas, букв. — "суета, тщеславие") — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины - ранняя стадия развития натюрморта. Предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Вашему вниманию предлагается коллекция некоторых знаменитых работ на тему "memento mori". Подобные картины с черепами и скелетами помогают зрителю не забывать о том, что с каждым днем вы становитесь ближе к смерти, и значит вам не следует тратить свою жизнь на всякую ерунду, а необходимо начать уже сейчас жить той жизнью, которой вы хотите.

"Memento mori" (гравюра на дереве),  Alexander Mair, 1605
"Memento mori" (гравюра на дереве), Alexander Mair, 1605
"In ictu oculi" ("В мгновение ока"), Хуан де Вальдес Леаль, 1672
"In ictu oculi" ("В мгновение ока"), Хуан де Вальдес Леаль, 1672
"Портрет человека, держащего череп",  Франс Халс, 1615
"Портрет человека, держащего череп", Франс Халс, 1615
"Vanitas still life", Филипп де Шампань, 1650
"Vanitas still life", Филипп де Шампань, 1650
Якоб де Гейн, 1603. Помимо привычных символов Vanitas здесь изображены деньги, а в пазухах арки — плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит — два знаменитых греческих философа, которые имели противоположные мировоззрения.
Якоб де Гейн, 1603. Помимо привычных символов Vanitas здесь изображены деньги, а в пазухах арки — плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит — два знаменитых греческих философа, которые имели противоположные мировоззрения.
Питер Клас, 1630
Питер Клас, 1630

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

1) Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как "отражение", он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни;

2) Цветы (увядающие): роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием;

3) Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — "человек есть мыльный пузырь";

4) Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход;

5) Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства;

6) Песочные и механические часы — быстротечность времени;

7) Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук;

8) Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей;

9) Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением;

10) Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств;

11) Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов;

12) Глобус — символ как земли, так и звездного неба;

Являясь членами современного общества, мы особенно не думаем о смерти. Это слишком тягостно и болезненно для нас, всегда стремящихся мыслить позитивно. Наша культура посвящена увековечиванию лжи о том, что мы можем оставаться вечно молодыми, и что наша жизнь будет продолжаться бесконечно. Конечно смерть — это не самая приятная тема для рассуждений, но попробуйте все же детальнее изучить хотя бы одну из увиденных здесь картин. Подумайте об этих символах и о том, что они означают, а затем спросите себя: "Чему я посвящаю свою жизнь? Тому, что в итоге исчезнет, как дым или мыльные пузырьки? Или тому, что позволит мне оставить наследие, которое будет жить и после того, как меня не станет?".

Философия жизни - философия смерти

"Давайте подготовим наш разум так, будто мы подошли к самому концу жизни. Давайте не будем ничего откладывать. Давайте будем приводить дела в порядок каждый день. … Тот, кто каждый день наносит последние штрихи на свою жизнь, никогда не теряет времени." - Сенека.

При римском триумфе, внимание большинства публики было приковано к победившему военачальнику. Лишь немногие замечали помощника (раба), стоящего позади полководца, шепчущего ему на ухо: "Помни, ты смертный". Какое отрезвляющее напоминание на самом пике славы и победы!

Именно в таких напоминаниях мы отчаянно нуждаемся в нашей жизни: непростые мысли и идеи, которые мы часто игнорируем, делаем все, чтобы избежать и притворяться, что это неправда. Чаще всего наше эго бежит от всего, что напоминает о реальности, расходящейся с удобным повествованием, созданным нами для собственного утешения. Или мы просто боимся посмотреть на жизненные факты такими, какие они есть. И есть один простой факт, о котором большинство из нас совершенно боится размышлять и смотреть ему в лицо: мы умрем. Все вокруг нас умрут.

Такие напоминания и размышления являются частью Memento Mori — древней практики размышлений о смертности. Это упражнение, восходящее к Сократу, говорившему, что надлежащая практика философии состоит в "размышлении ни о чем ином, кроме умирания и смерти". В ранних буддийских текстах также есть немало упоминаний о практике Маранасати, что буквально переводится как "помни смерть".

Также о том, что наша жизнь скоротечна, нам говорит Библия. К примеру, в Послании Иакова, глава 4, стих 14 говорится: "вы(люди), которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша ? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий."

На протяжении всей истории напоминания Memento Mori принимали различные формы. Некоторые, как помощник полководца-триумфатора, служили смирению. Другие были изобретены, чтобы вдохновить интерес к жизни. Эссеист Мишель де Монтень, например, увлекался древним египетским обычаем, когда во время праздников выставлялся скелет и люди танцевали вокруг него и пели: "Пей и веселись, ведь когда ты умрешь, ты будешь выглядеть так же".

Для нас, современных людей, это кажется ужасной идеей. Кто желает думать о смерти ? Но что, если вместо того, чтобы бояться и отказываться принять эту истину, мы сделали бы обратное? Что если размышление над этим фактом является простым ключом к полной жизни ? Ведь это ключ к нашей свободе, как выразился Монтень: "Практиковать смерть — значит практиковать свободу. Человек, который научился умирать, разучился быть рабом".

В своем личном дневнике, ставшем позднее знаменитыми "Размышлениями", Император Марк Аврелий писал: "Ты можешь оставить жизнь прямо сейчас. Пусть это определяет, что ты делаешь, говоришь и думаешь". Это напоминание самому себе продолжать жить добродетельной жизнью сейчас, а не ждать удачного момента в будущем.

Размышление о собственной смертности удручает, только если вы упускаете суть. На самом деле это инструмент для расстановки приоритетов и придания значения. Это инструмент, который многие поколения использовали, чтобы увидеть вещи в истинном свете. Инструмент придания срочности, помогающий относиться к нашему времени как к подарку, а не разбазаривать его и тратить на мелочи. Смерть не делает жизнь бессмысленной, а скорее целенаправленной. И, к счастью, нам не нужно оказаться на грани смерти, чтобы понять это. Простое напоминание может приблизить нас к жизни, которой мы хотим жить. Неважно кто вы и сколько всего вам осталось сделать, машина может сбить вас на перекрестке, прервав ваше существование. Все может прерваться внезапно и неожиданно, в ничем не примечательный день. Это всегда бывает неожиданно. Сегодня, завтра, когда угодно.

Живите так, как призывал жить своих учеников Эпиктет: "Ежедневно держите перед глазами смерть, болезни, изгнание и всё что кажется ужасным — делая это, вы никогда не будете думать плохо или желать чего-то чрезмерно".

Используйте эти напоминания и размышляйте о них каждый день — пусть они помогают вам не терять ни секунды и жить на все 100% здесь и сейчас.