Найти тему
Токсичный Казах

Плотность комедии

Этюд "5 минут участника проекта"
Этюд "5 минут участника проекта"

Есть непопулярное, но важное отличие комедии телевизионной от комедии живьём – в барах ты куда свободнее обращаешься со временем. Эфиры каналов всегда защемлены рамками безумной борьбы за зрителя, а значит ему нужно давать зацепку для внимания каждые добрые 30 сек (по возможности чаще). Потому телестендап куда плотнее и быстрее – сделаешь паузу и тебя переключат, потеряешь зрителя и передача потеряет тебя. У звёзд экрана конечно поблажек больше, ибо заработали статус и будут интересны просто сидя на стуле. Однако если ты молодой и горячий – будь добр поливай панчлайнами как из минигана, иначе тебя предпочтут фильму про пса-спасателя или советам по устройству оградки Клематиса.

В YouTube стендап уже больше похож на живой, т.к. позволяет дать время на раскачку. Понятно, что сборные концерты всё равно меряются плотностью, но продюсеры интернета более лояльны, ведь их контент выбирает конкретный зритель, а не любой зевака с пультом. Нет нужды быть хорошим для всех, если изначально материал не для всех. Простое разграничение, которое сильно развязывает руки. А уж как использовать этот карт-бланш решает сам канал: не всегда позволив всё ты получишь максимум, ровно как и заменив одни рамки на другие глупо ждать кардинально иной результат. Творческая свобода умножается на творческие единицы, но нечего ожидать, умножая её на творческие нули. Однако прибавь к нулям советы или авторскую помощь и профит будет выше. Математичненько, но и метафоричненько.

И эта гонка за плотностью иногда становится параноидальной – не успев пошутить за первые 30 секунд выступления вьетнамскими флешбеками в головах комиков начинает отдавать звук гонга/подъём сцены/прищур Обухова/отказ Аутсайда. Казалось бы, вот где надо применять свой нонконформ и слать в очко правила, но оказывается это сложнее, чем слать туда же правило трёх. Шрам на амбициях начинает ныть, успех коллег подталкивает догонять и вот к голове подкрадывается первый дешевейший каламбур. Да, комик всё понимает, может даже отшутит это самоиронией, но форточка Овертона уже распахнута для сквозняка обманок. И так, благодаря активным тренировкам, артист наращивает плотность, скидывает размышления и приходит в форму - форму входного проёма в указанный сегмент раскрутки. Благо ассортимент огромен: прожаривай, дедпань, ностальгируй, импровизируй, подмечай, каламбурь и прочее и прочее. А потом выясняется, что вроде комик смог чего-то где-то, но прожарить его не за что, платку он не закроет, а уж о «собрать концерт в Рязани» и речи не идёт. Вот и становишься вечным «участником проекта …», а не смешным комиком. Не думаю, что такая цель была у стероидов плотности, ведь став узнаваемым внешне, нужно не перестать быть узнаваемым в стиле.

Индустрия комедии в России пока ещё долго будет соревноваться с эхом ТНТ – как ни крути, но это начало начал, это популяризация стендапа и та самая медийность. Жанр планомерно адаптируется и фаст-фуд стендап поделится своим куском с более спокойным направлением. Вечера монотонной комедии будут востребованы чуть меньше аттракционов «участников проекта», но обретут аудиторию. Караван уже на полпути, а шавки из своих заметок пусть хоть облаются. Важной останется одна единственная мысль – оценивать комика нужно по выступлению, а не по скорости выдачи шуток. В конце концов плотность=масса/объём и ничего не мешает одной шутке весить 200 килосмехов, чего за те же 5 минут не наберут 15 шуточек по 10.

Математичненько, но и метафоричненько.