Вчера у меня получился настоящий праздник, какого уже очень давно не было. Мы с Андреем были в гостях, где за столом собрались четыре поколения семьи. По годам всех превзошла прабабушка маленькой правнучки. Но задор у них обеих оказался одинаковым.
Взрослые разговаривали, дети гоняли кошек, которые в конце концов уже не знали куда прятаться.
Фоном, как это часто бывает, работал телевизор. Сначала мы наблюдали за бескрайним шествием Бессмертного полка, потом время от времени поглядывали концерт.
А потом объявили Минуту Молчания.
И все, не сговариваясь, встали. Даже 4-летняя егоза притихла.
Мне было и горько, и тепло на сердце одновременно. Горечь - о прошлом. А тепло - из настоящего. Вот от этого общения, от ощущения себя частью чего-то большого, крепкого и сильного.
Для меня всегда 9 Мая было великим днём. Я помню тех ветеранов, что приходили к нам в школу на классные часы. Я помню рассказы своей бабушки.
Она не была на фронте, она работала на заводе в таких условиях, что даже слушать в уютной квартире после вкусного ужина было страшно.
А вот родной брат моей бабушки, Сергей Иванович Марушкин, на фронте был. В 2009 году я приезжала к нему и записала вот этот коротенький рассказ:
Страшно...
Сейчас очень часто цитируют слова Василия Семёновича Ланового. Я тоже их процитирую, уж очень они яркие.
Но сначала несколько фактов о самом артисте.
Тем сентябрём маленький Вася должен был пойти в школу - ему исполнилось 7 лет. Чтобы он хорошо отдохнул в последнее своё вольное лето, родители отправили его из Москвы погостить к бабушке с дедушкой в село Стримба.
В Одесскую область.
22 июня 1941 года...
Совсем скоро в Стримбу зашли фашисты. В оккупации было много ужасов. Однажды вражеский молодчик решил пошутить: взял и выпустил две очереди из автомата над головой мальчишки. После этого будущий народный артист очень сильно заикался. Хорошо, что заикание удалось изжить.
В 2015 году, когда мы праздновали 70-летие великой скорбной даты, Василий Семёнович сказал так:
"В Европе журналисты мне в лицо говорили: "Что вы в со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли".
Я у них спросил: "Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?"
Молчат.
Тогда я продолжил: "Польша была завоевана за 28 дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько домов.
Дания продержалась ровно день.
А вся Европа покорилась за три месяца.
И освобождать её пришлось нашим солдатам.
И какой ценой! Миллион жизней советских солдат, отданных за освобождение европейцев от фашизма".
Но Европа предпочла об этом забыть!"
Мы - не забудем!
Когда нашу Победу пытаются замолчать, забыть, стереть из памяти целых поколений и народов, нелишне напомнить, что во Второй мировой войне против войск Германии продержались:
Дания - 6 часов;
Люксембург - 1 день;
Голландия - 5 дней;
Югославия - 11 дней;
Бельгия - 18 дней;
Греция - 24 дня;
Польша - 27 дней;
Франция - 1 месяц и 12 дней;
Норвегия - 2 месяца и 1 день.
Дом Павлова в Сталинграде держался 58 дней.
Советский Союз держался четыре года (1418 дней) и завершил войну в логове врага - Германия капитулировала.
Это должен помнить каждый. Об этом надо говорить нашим детям и внукам - чтобы помнили!
Вот фото, подписанное так:
Одетые в ватники бойцы советской 62-й армии осенью 1942 года. Стрелок с винтовкой занес правую руку, чтобы метнуть гранату «РГД-33». в то время как другой солдат собирается сразу после ее разрыва открыть но уцелевшим врагам огонь из автомата.
Горько оттого, что сейчас и у нас есть недовольные самим фактом празднования 9 Мая. Даже словцо появилось: "победобесие".
Пусть это остаётся на их совести.
Я же приведу ещё одну цитату - питерского поэта Антона Чёрного, который в тот момент был в США (нашла здесь):
"Почему надо праздновать день Победы?
Кому-то не очень понятно, зачем 70 лет спустя отмечать его так широко. Неужели ещё нужно кому–то что–то доказывать? Ведь это русские победили немцев, ясен же пень. Но я вам расскажу вот что. Заходишь накануне праздничка в американский супермаркет за буржуйскою колбасою, а все стойки у касс обложены тематическими номерами журналов, посвящёнными V–Е Day, это День Победы по–ихнему.
И вот в этих журналах СССР даже не упомянут, ну разве что кратенько внизу в конце номера. Что меня особенно поразило, даже с фотографии Ялтинской конференции 1945 года аккуратно отрезали Сталина, только край рукава оставлен. Словно Черчилль с Рузвельтом там вдвоём совещались. Ну и, конечно, даны фотографии всех парадов Победы, кроме московского. Если прочесть этот журнал, то создастся впечатление, что русские не воевали, не побеждали и праздновать им было нечего. Так что если вас начнут убеждать, что, мол, и без праздника, и без нашей с вами памяти все будут в мире помнить наших дедов, будьте уверены: не будут.
Кроме нас их помнить некому. Более того, их сознательно вычеркнут из истории. Так что, если не хотите, чтоб от вашего дедушки остался в кадре только край рукава, празднуйте что есть мочи. Запишитесь в «Бессмертный полк», расскажите детям и внукам о Победе, сходите к Вечному огню, даже если он в вашем городе маленький и неказистый.
Помните. Кроме вас, некому".
Теперь мы на переднем рубеже памяти. Теперь мы должны стоять за правду. Рассказывать о ней потомкам.
Начну с малого: с целого фото с Ялтинской конференции:
А ещё неплохо было бы напомнить, что Ялта, где проходила та конференция, - вообще-то советский город.