Часть 1.
Продолжим знакомство с "Красной Веной", жилыми зданиями, построенными для рабочих в период правления Социал-демократической Рабочей партии Австрии.
Как я уже писал, в литературе этот стиль называют Венским общественным стилем, по началу это был некоторый вариант экспрессионизма, но в дальнейшем всё это стало похоже на наш конструктивизм, только с классическими формами и декором (+- тогда же и также у нас стали плавно уходить от конструктивизма к неоклассицизму).
Наше сегодняшнее здание - это жилой комплекс Karl Seitz Hof, построен в 1926-33 годах, но свое название получил только в 1951 году в честь Карла Зейтца, местного политика, бывшего главы администрации Вены.
Это достаточно большой жилой комплекс, занимает практически целый квартал, помимо жилых зданий, здесь, как и в аналогичных комплексах, есть и общественные помещения и инфраструктурные объекты. В общем, всё как у нас, типичный рабочий жилмассив.
Но в отличие от наших рабочих жилмассивов, здесь есть достаточно много различных архитектурных излишеств, причем многие из них имеют классическую форму. Хотя планировки квартир, чётко говорят о социальном жилье, почти все квартиры двухкомнатные с маленькой спальней.
Мне кажется, что австрийские архитекторы никак не могли удержаться, и не добавить декора, пусть даже в самый простой социальный дом. Вот и здесь немного арок, пара ваз при входе, декоративная плитка. и здание заиграло новыми красками. Убрать это, и останутся только эркеры.
Вот не напиши я, что это Вена, можно было бы подумать, что это Москва, причем послевоенного образца. Мне иногда в домах, построенных пленными немцами после войны, видятся все эти жилмассивы.
Примечательно еще то, что австрийцы сохранили оригинальную расстекловку. Почти во всех зданиях "Красной Вены" рамы имеют именно такие небольшие стекла, объяснить это я могу только экономическими причинами. Но именно такая расстекловка отличает дома этого периода.
По центру фасада не квартира управдома, там помещение для собраний)
Конечно, такие арки являются излишеством, и в дальнейшем, подобного при строительстве социального жилья пытались избегать. Ведь эти арки тут украли целую квартиру.
Рассмотрим декор поближе, просто, не замысловато, но красиво.
У меня почему-то такой декор вызывает ассоциации с минойской цивилизацией, хотя каких-то явных отсылок тут нет.
В принципе, жилье по современным меркам достаточно комфортное, с большими зелеными дворами, единственный минус, это достаточно далеко от исторического центра (не просто за обводным каналом, а вообще за Дунаем). Но думаю, что люди, получившие здесь квартиры были более чем довольны.
А это внутри общественного пространства, раньше тут проходили собрания и танцы.
Выглядит как советский ДК.
Площадь, образованную главным фасадом, украшает памятник КарлуЗейтсу, собственно, руководителю города, при котором этот жилмассив был построен.
Мне нравится Вена, и само собой, про её архитектуру я буду ещё писать.