Продолжаю свой рассказ о семье Великого князя Михаила (ссылку на начало этой любовной истории я дам в конце статьи).
Остановилась я на событиях 1914 года, когда Михаил, нарушив обещание Николаю II не жениться на Наталье, был изгнан из России.
Теперь Великий князь, его морганатическая супруга Наталья, её дочь от первого брака Тата и их общий сын Георгий жили в Англии...
Всё изменилось с началом Первой Мировой... Великий князь Михаил в первые же дни пишет письмо брату - императору Николаю II:
Меня можно в наказание лишить прав и имущества, связанных с моим рождением, но никто не может лишить меня права пролить кровь за Родину!
И Николай II разрешает вернуться семье Михаила, 10 августа 1914 года они приезжают в Россию.
Михаила сразу зачисляют в Свиту императора и назначают командующим Кавказкой туземной конной дивизией.
Наталья занялась обустройством госпиталя для раненых в своем доме в Гатчине.
В сентябре Великий князь отправится на место службы на Кавказ, затем в Винницу. По пути он заедет в Барановичи, в Ставку Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича, где в то время находился Николай II.
Николай II напишет о своей встрече с Михаилом жене, причем из письма видно, что все обиды между ними забыты:
Всю субботу имел удовольствие провести с Мишей, который стал совершенно, как прежний, и опять такой милый. Мы вместе ходили к всенощной и расстались после обеда.
Вскоре к мужу в часть приезжает Наталья. Пока формировалась дивизия, к мужьям в Жмеринку съехались жены, решившие проводить мужей.
В эти дни Михаил напишет еще одно письмо Николаю II, и оно будет касаться его сына Георгия.
Из этого следует, что император простил брата, но вот титул его сыну пока не дал:
Отправляясь на войну, откуда могу не вернуться, я хочу к тебе обратиться со следующей просьбой, в которой, я надеюсь, ты мне не откажешь и которая всецело зависит от тебя.
Мне очень тяжело уезжать, оставляя мою семью в неопределенном положении. Я желаю, чтобы единственный любимый мой сын принят был и обществом, как мой сын, а не сын неизвестного отца, как он записан в метрике...
Наталью родня мужа не признала, императорская семья её попросту игнорировала.
Как-то раз в 1915 году в разговоре с Врангелем она с обидой скажет, что:
В Царской семье все ненавидят друг друга, царь, его мать и сестры не любят Михаила Александровича...
Думаю, что тут она "сгустила краски", Михаила, как раз таки, семья любила, а вот её нет. Почему я так решила? Вот письмо Александры Федоровны Николаю II:
Насчет Миши я так счастлива... Я уверена, что эта война сделает из него настоящего человека. Если бы только можно было удалить ее (Н.С. Брасову) от него. Ее деспотическое влияние для него так дурно.
Да и Наталья в письмах к мужу часто пишет о своем недовольстве. А вот Михаил пишет ей только о том, как скучает, как любит...
А тут еще пошли разговоры о том, что Наталью, в отсутствие мужа, стал часто посещать Великий князь Дмитрий.
Михаил болезненно воспринимал визиты своего родственника! Пусть Дмитрий и был младше его жены на 11 лет, но тот явно оказывал ей знаки внимания. Михаил не раз отмечает в своих письмах недовольство жене.
И в это же время он продолжает разговор с Николаем II о судьбе своего сына:
Меня очень огорчает то обстоятельство, что при встрече в январе, а равно и в своем письме ты ничего не ответил на мою личную, очень для меня существенную, просьбу – об узаконении моего сына. Вспомни об этом в Пасхальные дни.
И в марте 1915 года Георгий получит от императора титул графа Брасова и будет признан Николаем II племянником .
А Наталья тем временем продолжает жить так, как считает нужным, не обращая внимания на общественное мнение. Так, Хрусталев пишет о событиях на Пасху:
Наталия Сергеевна Брасова очень хотела пойти на Пасху в дворцовую церковь, но пока не осмеливалась, зная, что ей там не будут рады.
Она попросила позволения у администратора Гатчинского дворца Крестьянова присутствовать в дворцовой церкви на пасхальной службе, смело объяснив это Михаилу тем, что "если кому-то не нравится мое присутствие, его никто не заставляет терпеть".
Но вышло так, что разрешение Брасовой не потребовалось. Ибо когда она обедала с великим князем Дмитрием Павловичем во вторник 17 марта, она пригласила его встретить Пасху в Гатчине на будущей неделе. Он с радостью согласился. В сопровождении Дмитрия не было и речи о том, чтобы спрашивать разрешения быть в дворцовой церкви, нравилось это остальным или нет.
Появление Наталии Сергеевны рука об руку с еще одним великим князем дало великосветскому обществу Гатчины богатую пищу для сплетен, но последнее ее не волновало уже давно.
В это время у Натальи внезапно умирают сестры, сначала Ольга от чахотки, затем Вера после неудачной операции от аппендицита. Михаил получает кратковременный отпуск и приезжает домой.
Пробыв некоторое время с семьей в Гатчине Великий князь отправляется по месту службы.
Из его письма жене от июля 1915 года:
Что ты мне пишешь о Ландыше (великий князь Дмитрий Павлович), т. е. что ты его нежно, нежно любишь, и также ты пишешь, что он приезжает к тебе потому, что ты ему нравишься, и что он совсем находится под твоим шармом, а, кроме того, ты говоришь, что победить такое сердце, это очень и очень много.
Я думаю, что если ты хоть немного вникнешь в смысл тех нескольких фраз, которые ты мне написала, ты сама хорошо поймешь, как больно ты мне сделала этим...
Почему Наталья так открыто демонстрировала симпатию к себе еще одного Романова?
Был ли это ход женщины, привыкшей получать всё, что хочет или вызов императорской семье, которая однозначно не питала к ней симпатии?
А в это время Николай II в августе 1915 года подписывает указ об отстранении Великого князя Николая Николаевича от должности главнокомандующего и принимает командование армией на себя. Упомяну тут письмо императрицы Александры Федоровны мужу в Могилев в Царскую Ставку:
Не пошлешь ли ты за Мишей, чтобы он побыл с тобой некоторое время перед своим возвращением? Это было бы так славно и уютно для тебя. Да и полезно убирать его подальше от нее (Н.С. Брасовой). Кроме того, твоему брату подобает быть около тебя.
И через пару недель Александра Федоровна добавляет:
Я боюсь, что Миша будет просить титула для своей жены. Это неприятно – она уже бросила двоих мужей, к тому же он твой единственный брат.
Осенью Михаил был уже у брата, кстати, в это же время там был и великий князь Дмитрий. 12 сентября Николай II отметит в своем дневнике:
После завтрака читал и писал. Днем совершил хорошую прогулку с Мишей и Дмитрием.
На Рождество Михаил приедет в Гатчину, проведет некоторое время с женой и сыном.
А что тем временем говорят в столице о Наталье?
Воспоминания Мориса Палеолога:
Михаил был человек в высшей степени слабый в смысле воли и ума. Но в тоже время он был сама доброта и скромность и очень привязчив, и она (Брасова) всецело завладела им; с тех пор он стал послушным орудием ее замыслов...
Говорят, что графиня Брасова старается выдвинуть своего супруга в новой роли. Снедаемая честолюбием, ловкая, совершенно беспринципная, она теперь ударилась в либерализм.
Ее салон, хотя и замкнутый, часто раскрывает двери перед левыми депутатами. В придворных кругах ее уже обвиняют в измене царизму, а она очень рада этим слухам, создающим ей определенную репутацию и популярность.
Она все больше эмансипируется; она говорит вещи, за которые другой отведал бы лет двадцать Сибири...
А вот еще мнение Воронцова (друг Михаила), о нем рассказал в своих воспоминаниях Врангель (ноябрь 1916 года):
Был у Воронцова. Он высказал, что Н.С. Брасова нисколько не бережет нашего Михаила Александровича: завещание сделано в ее пользу, смерть Михаила Александровича была бы ей выгодна, она его не любит, позорит и унижает флиртом с великим князем Дмитрием Павловичем, теперь его не будут лечить и беречь, а в случае несчастия обвинят нас во всем.
Поэтому он предлагает пойти вместе к Государю и доложить ему о всем, а теперь донести о показаниях докторов.
В декабре 1916 года Михаил и Наталья были последний раз в своем Брасово (они тогда еще не знали о том, что больше сюда не вернуться). А Новый год семья встретила уже в Гатчине, это время Михаил находился в отпуске по состоянию здоровья.
В январе 1917 года Великого князя назначают генерал-инспектором кавалерии и он отправляется по месту службы.
Из письма Михаила, которое он напишет жене в те январские дни 1917 года:
В Могилеве также задержусь дня на два, т. к. накопилось много разного рода вопросов, связанных с моей новой должностью... Но я думаю, что ты без меня не соскучишься, а может быть, даже и отдохнешь.
Я не хочу ничего неприятного этим сказать, но только то, что я чувствую и вижу.
Да я стал пессимистом во всем, иллюзий больше ни в чем нет, но я все-таки думал, что ты ко мне никогда не переменишься, но, увы, это уже произошло, и поэтому у меня больше нет в жизни того самого святого чувства, которое было раньше, я потерял самое главное – это твою любовь, и теперь мне все, все равно...
Мысленно всегда бываю с тобой и скучаю, что еще не так скоро тебя увижу.
А Наталью постепенно начинают признавать #родственники императора... Так, например, она наладила контакт с великой княгиней Марией Павловной, хорошо известной своим негативным отношением к #императрице Александре Федоровне.
В начале февраля 1917 года великий #князь Михаил вернется в Гатчину.
А дальше был Февраль 1917 года...
Как и обещала, ссылка на первую статью - Начало любовной истории Великого князя Михаила и Натальи
Если интересна судьба Великого князя Михаила, то вам должна понравиться и эта статья... Был ли он императором России Михаилом II или нет? (ссылка ниже)
О том, как развивались события в семье Великого князя после Революции 1917 года, я расскажу в следующей статье.