Дом-работа-дом. Потом работа-дом-работа... Жизнь уходит день за днем, так незаметно, за месяцем месяц, за годом год. Нет времени остановиться, оглянуться, выдохнуть: проекты сами себя не сделают, задачи не решатся, и кто же, кроме меня, сумеет все продумать, рассчитать, подготовить, договориться, проконтролировать? Быстро, еще быстрее... И вот уже отказывает голова, а все новые дела и задачи сыплются градом. Я - профи, нельзя ошибаться, нельзя работать кое-как. У меня большой оклад и большая ответственность, мне доверяют, я не могу подвести... Знакомо?
Почему же у высококлассных специалистов появляются мысли об уходе? Почему наступает разочарование, раздражение, желание никогда больше не заниматься некогда любимой работой?
1. Карьерный потолок. Ответственный и умный профи, нацеленный на результат - мечта любого руководителя. Талантливых новичков продвигают, поощряют, выращивают, не забывая своевременно подкидывать плюшки в виде повышения грейда и оклада, грамот и публичных чествований. Если при этом человек продолжает добросовестно работать, ничего не требуя для себя, со временем о нем благополучно забывают: всех устраивает тихий исполнитель, не допускающий ошибок. И вот уже менее грамотные, но более активные лезут наверх, добиваясь руководящих позиций, а наш скромный спец застревает на своем месте, порой на долгие годы. Время идет, но для него не меняется ничего - и, по всей вероятности, уже не изменится.
2. Многозадачность. Да-да, это именно то, чего ждут в наши дни от каждого первого соискателя эйчары и руководители (никто, правда, при этом не думает, что эффективность обратно пропорциональна количеству одновременно исполняемых задач). Все нужно делать быстро, но качественно, и отдыхом от одного дела должно быть другое. Мозг работает в авральном режиме, переключаясь с одной задачи на другую, и после рабочего дня уже с трудом можешь вспомнить о личных делах.
3. Постоянные дедлайны. Начальство недовольно: еще бы, надо было все сделать еще вчера, клиент требует! Ну и что, что у юристов замечания! Раз не согласовали две службы, так это только твоя вина - надо было настаивать, требовать, торопить! Да, не раз в день, а каждый час! А почему не готовы все материалы до сих пор?! А еще два проекта? Тоже не готовы? Да что с тобой, соберись, наконец! Почему так медленно? Пинай, торопи, настаивай! А ты? А он? И т.д., и т.п. Над душой вечно стоят, дергают, требуя думать и решать быстрее, но голова-то одна, а у тебя еще - см. п.2... Итог - 12-14-часовой рабочий день без толкового перерыва на обед, невроз, гастрит и вечные головные боли.
4. Отсутствие признания. "Сложно и спасибо никто не скажет? Да как ты смеешь заикаться насчет повышенной премии, ты за зарплату работаешь, она у тебя вон какая!!!" Ты тащишь на себе все самое сложное, рвешься, чтобы все успеть в срок, помогаешь другим, и лишь изредка после очередного успешного завершения проекта позволяешь себе робко надеяться на то, что тебя хоть раз заметят и оценят. Но нет - снова все награды, премия и грамоты - продавшему менеджеру, а аналитик, проработавший и реализовавший сложную сделку, стоит где-то за спинами коллег, о нем - ни слова, он работает за зарплату. Потом еще и премию можно будет ему снизить, за то, что слишком медленно работал! Вот и наблюдает наш спец, как всех вокруг хвалят, повышают, награждают, и только он один - незаметный и "безграмотный", одиноко сидящий в отделе до позднего вечера с раскалывающейся от напряга головой.
5. Токсичность и непонимание руководства. Ну что тут скажешь - люди все разные, но почему-то по самым сложным кейсам достаются самые сложные люди... Приходится терпеть, стиснув зубы, надо решать проблемы и поскорее, ведь время идет, начальников трое, и каждый норовит ткнуть мордой, как нашкодившего котенка, но ни один ни во что не вникает и не хочет/не может ничем помочь - даже советом. Начальник управления (грамотный спец) мягко удивляется - почему расчет не получается, он же ДОЛЖЕН получаться (на предложение посмотреть самому - чешет репу и задумчиво повторяет: "Ну должно ведь получаться. Иди подумай еще"). Начальнице отдела не до глупостей - надо сходить попить кофе, покурить, собрать отчеты, помочь девочкам, которые ходят за ней хвостиком с утра в надежде добиться ее внимания... Начальница сектора, недавно получившая должность путем закулисных интриг, подлизывания и смешивания с грязью наиболее грамотных сотрудников, каждые 15 минут, тупо хлопая глазами, орет: "Как не сделано? Почему до сих пор не сделано?! Я не понимаю вообще, как можно так долго с этим возиться!" На сдержанную просьбу помочь и разобраться, что и почему не получается, ответ готов: "У меня другие задачи и особый статус! И мне некогда с каждым возиться!" Истинно говорит, у нее задачи - только шпынять и орать, потому как сама она абсолютно ничего по делу не понимает и не умеет. Потом они вместе с начальницей отдела отправляются покурить и перемыть кости всем сотрудникам, которые (как они уже давно решили между собой) все поголовно идиоты, ну разве кроме некоторых, которые регулярно ходят с ними вместе покурить. Порой нападки переходят границы дозволенного и превращаются в открытую травлю, заметную всему коллективу: то по поводу прически или одежды пройдется как бы невзначай, то что-нибудь насчет того, что "за такую зарплату некоторые могут каждый день обедать в ресторанах", то "да если над тобой не стоять весь день, то ты вообще работать не будешь".
Здравый смысл подсказывает, что в такой обстановке нормальному человеку нормальным долго не остаться. Наличие даже двух факторов из перечисленных заставит любого задуматься о целесообразности пребывания на такой работе, что говорить, если все и сразу. Вопрос в запасе прочности, а также в наличии кредитов, ипотеки, маленьких детей или родственников на иждивении. Понятно, что ситуация у всех разная, но если годами не меняется ничего, то абсолютно любому терпению придет конец.
Поэтому руководителям иногда не стоит недоумевать, почему самые неконфликтные, грамотные и высокооплачиваемые специалисты вдруг покидают организацию, и никакие уговоры не помогают их удержать. Возможно, нужно поискать причины в корпоративной культуре, показателях эффективности и построении рабочих процессов, а не в самом сотруднике, которого зачастую напоследок обвиняют в предательстве, малодушии и избегании трудностей в работе.
Как думаете, стоит ли и сколько времени можно терпеть подобное отношение на работе, есть ли предел прочности, что может стать последней каплей?